ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ.
О ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Главным институтом воспитания традиционно является семья. Именно в ней ребенок приобретает первые знания о мире, в котором ему предстоит жить, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает первые навыки общения и взаимодействия в коллективе. Взрослые отвечают за формирование личности маленького ребенка, и это определяет, каким он будет, когда вырастет. Ребенку очень важно знать, что родители любят его, причем просто так, таким, какой он есть, независимо от его успехов, поведения или достижений. Малыш стремится копировать поведение людей, с которыми он находится в самом близком контакте, поэтому основными становятся модели поведения и взаимоотношений родителей. Наблюдая роли отца и матери, ребенок получает представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения.
В современном обществе активное участие женщины в трудовой, общественной и политической деятельности наложило отпечаток на социальные роли представителей обоих полов: чрезмерную маскулинизацию женщин и феминизацию мужчин, что негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитании. Искаженная полоролевая структура семьи и общества пагубно сказывается на полоролевом развитии детей, затрудняет адекватный выбор полоролевой позиции ребенком, приводит к формированию бисексуальной модели психологического пола.
Формированию у девочек маскулинности в ущерб феминности может способствовать эмоциональная отстраненность и холодность матери в сочетании с сильной отцовской позицией в семье, где девочка выбирает отца в качестве объекта идентификации. Недостаток маскулинных качеств у мальчиков выявляется при отсутствии отца в семье или отцовской отстраненности, недоступности сыну. Отношения с матерью при этом часто тоже малогармоничны из-за повышенной требовательности и её властности.
Одним из важнейших направлений психолого-педагогической помощи семье является консультативная работа. Цель работы: выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.
Основная задача психологической коррекции – это изменение неадекватных родительских позиций, стиля воспитания, расширение сферы мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания.
Психолого-педагогическими условиями полоролевого развития в семье являются:
- Гармонизация внутрисемейных отношений
- Единство воспитательного подхода обоих родителей
- Соответствие полоролевого поведения родителей культурным полоролевым стереотипам.
Воспитателям дошкольных учреждений рекомендуется:
- В сюжетно-ролевые игры вводить роли различных членов семьи и привлекать ребенка к их проигрыванию;
- Создавать такие игровые ситуации, чтобы присутствовала игровая эмоциональная. Поведенческая и ролевая идентификация со всеми членами семьи;
- Обращать внимание ребенка на то, как распределяются функциональные обязанности в семье между мамой и папой, делая разнообразными сюжет детских игр.
Для оптимизации детско-родительских отношений и полоролевого развития родителям необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка;
- Избегать подчеркивания промахов;
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
- Беседовать с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне;
- Проявлять одновременно твердость и доброту. Не выступать в роли судьи.
- Снизить контроль. Более эффективным является спокойное планирование способа действия.
- Не наказывать ребенка в присутствии других людей.
- Не просить ребенка лгать («Давай не скажем папе»)
- Не перекладывать на ребенка ответственность за свой выбор («С кем ты хочешь жить, с мамой или папой?»).
- Не обвинять его («Если бы ты хорошо себя вел…»).
- Говорить с ним открыто, называя вещи своими именами. Позволить ему открыто выражать свои чувства.
- Демонстрировать взаимное уважение.
Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одних и тех же стандартов поведения. Оно должно соответствовать полу ребенка. Мальчику необходимы дружба и одобрение отца. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, к которым он чувствует расположение. Девочке нужны дружеские отношения с отцом. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает уверенности в себе. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, во многом определяется теми отношениями, которые у неё были с отцом. Но для полноценного воспитания необходимо, конечно же, наличие взрослых обоих полов.
Источник:
Саченко, Л.,Тупальская, Т. Всё начинается с семьи // Пралеска. - 2012. - № 5. –С.10-13.