Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

АТТЕСТАЦИЯ  В  СИСТЕМЕ  НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Дата: 30 декабря 2021 в 13:49, Обновлено 30 декабря 2021 в 14:07

АТТЕСТАЦИЯ  В  СИСТЕМЕ  НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

  Необходимость повышения уровня профессиональной компе­тентности педагогических работников учреждений дошкольного образования является актуальной задачей. Квалификация педа­гога дошкольного образования выстраивается на компетенциях, связанных с набором навыков эффективного выполнения педаго­гической деятельности, качествами личности, приобретенными  в результате образования, со способностями к выполнению основ­ной деятельности, знаниями, умениями и опытом, необходимыми для решения теоретических и практических задач профессии.

        Современный воспитатель дошкольного образования должен уметь мыслить и действовать сообразно современным нормам профессиональной педагогической деятельности, обладать спо­собностью концептуального мировоззрения и гуманистическими ценностными установками, иметь рефлексивно-аналитические, креативные, проектно-технологические, организаторские, комму­никативные и исследовательские способности. В ситуации всё возрастающих требований общества и государства к качеству до­школьного образования актуализируется необходимость перво­очередного решения задач по формированию современной про­фессиональной компетентности воспитателей дошкольного обра­зования.

    Воспитатель дошкольного образования - это педагогический работник учреждения дошкольного образования, профессионально осуществляющий образование детей раннего и дошкольного возрастов. Это специалист, планирующий, организующий и проводя­щий воспитательную, образовательную и оздоровительную рабо­ту, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможно­стями, способностями и потребностями при реализации образова­тельных программ дошкольного образования, специального обра­зования на уровне дошкольного образования, специального обра­зования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллек­туальной недостаточностью, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опас­ном положении, воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Успешная профессиональная деятельность возможна только в процессе постоянного образования и развития педагога.

     Образование педагога - это непрерывный процесс, при кото­ром базовое образование (среднее специальное, высшее) служит лишь отправным пунктом, а основной задачей  в деятельности специалиста всегда оста­ется формирование нацеленности на дальнейшее профессиональ­ное развитие. Необходимым условием последнего выступает мо­тивационная потребность и выработка установки на постоянное и непрерывное самообразование. Оно не может строиться и состояться иначе, как на основе профессионально важной мотивационной по­требности: «я хочу это знать...», «мне это интересно...», «мне необходимо это освоить и познать...», «мне нужно повысить свой профессиональный уровень...» и др. И в целом - «я хочу стать лучше и профессиональнее, чем был вчера...».

     Только наличие такой потребности определяет успех самооб­разования и саморазвития в профессиональной деятельности, которая подталкивает педагога к осознанному выбору тематики очередного повышения своей профессиональной квалификации, определению конкретного направления  работы по самообразованию, к работе по накоплению и обобщению собственного педагогического опыта, изучению совре­менной нормативной правовой базы и научно-практической лите­ратуры.

         Под аттестацией педагогических работников сегодня по­нимается «изучение и оценка их профессионального уровня, дело­вых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития обучающихся при реализации содержания образовательных программ дошколь­ного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения», как определено в Инструкции о порядке проведения аттестации педа­гогических работников системы образования (кроме педагогиче­ских работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, утвержденной постанов­лением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция о порядке про­ведения аттестации).

       Кроме того, актуальными видами аттестации воспитателей до­школьного образования в процессе их непрерывного профессио­нального развития являются:

а)  итоговая аттестация воспитателей при освоении ими уче­бных программ повышения квалификации в процессе непрерывно­го дополнительного образования (проводится в формах защиты выпускной работы, зачета, собеседования и др.);

б)  аттестация в процессе подтверждения или присвоения квалификационной категории (экзамен и аттестационное собесе­дование).

     Порядок и процедура квалификационного экзамена для воспи­тателей дошкольного образования при прохождении ими аттеста­ции на присвоение высшей квалификационной категории определены «Методическими рекомендациями о поряд­ке проведения квалификационного экзамена при прохождении ат­тестации педагогическими работниками на присвоение и подтвер­ждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» (далее — «Методические реко­мендации о порядке проведения квалификационного экзамена»). Необходимая информация о проведении квалификационного экза­мена на присвоение высшей квалификационной категории воспи­тателям дошкольного образования представлена на сайте ГУО «Академия последипломного образования» (http://academv.edu.ву).

     Нормативной правовой базой определены обязательные условия допуска педагогического работника к аттестации на присвое­ние квалификационной категории. Необходимым является:

 1) соответствие полученного образования (по диплому) предъявляе­мым квалификационным требованиям;

2) наличие соответствующего стажа работы в должности;

3) освоение содержания программы повышения квалификации в сроки, предусмотренные законодательством.

      Образова­тельные программы дополнительного образования взрослых, в том числе и программы повышения квалификации педагогических работников (воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, педагогов-психологов и др.), направлены на про­фессиональное совершенствование специалистов, освоение новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, формирование профессиональных навыков для достижения новой квалификационной категории. Процесс освоения содержания этих программ предполагает итоговую аттестацию слушателей (защиту выпускной работы, зачет, собеседование и др.). Целью этой аттеста­ции «являются обеспечение эффективной самостоятельной рабо­ты слушателей, выявление профессиональной компетентности и проведение контроля их знаний в учреждениях (их подразделениях), обеспечивающих повышение квалификации».

       

      Основными принципами реализации всех видов аттестации и на всех ее уровнях являются:

  • открытость;   
  • коллегиальность,
  • системность и целостность экспертных оценок,
  • объективный характер.

     Реализация фактора дополнительного образования заложена в непре­рывной цепочке аттестационных процедур, прописанных в совре­менной нормативной правовой базе.

   В начале своей профессиональной деятельности (1 этап) вос­питатели дошкольного образования, не имеющие квалификацион­ной категории или имеющие 2-ю квалификационную категорию, наряду с систематическим самообразованием обязаны в установ­ленном законодательством порядке осваивать содержание образо­вательных программ дополнительного образования (повышения квалификации). Период профессиональной деятельности между 2-й квали­фикационной категорией и возможностью присвоения 1-й квали­фикационной категории предполагает активную работу воспитателя по устранению «пробелов» в уровне профессиональной компе­тентности, выявленной по результатам итоговой аттестации по­вышения квалификации.Такая целенаправленная и систематическая работа может спо­собствовать достижению желаемой цели - присвоению 1-й квалификационной категории.

   Следующий период профессионального развития воспитателя дошкольного образования сопряжен с его дальнейшим профессио­нальным развитием и движением к последующему целевому ори­ентиру — возможности присвоения высшей квалификационной ка­тегории (2 этап).

       В данном временном отрезке профессиональной деятельности воспитателю также необходимо освоить содержание учебных про­грамм повышения квалификации, процесс обучения по кото­рым завершается итоговой аттестацией в форме экзамена (зачета, собеседования и др.) с возможным использованием тестовых зада­ний. Данная аттестация предназначена для того, чтобы определить уровень профессиональной компетентности специалиста в насто­ящий момент времени, а также спланировать ориентиры его даль­нейшего развития в режиме самообразования, освоения учебных программ повышения квалификации по интересующей тематике, участия в работе методических объединений, конкурсах, проектах и др. Важнейшим свойством этой итоговой аттестации выступают возможность определения индивидуальных профессионально ори­ентированных способностей педагога по формированию и обоб­щению им педагогического опыта, установление ориентиров по его тематике и высокому уровню конкретных достижений специа­листа.

    На 2 этапе воспитатель имеет возможность разработать и обобщить свой собственный опыт педагогической деятельности, апробировать его на публичном уровне (публикации в прессе, выступления, мастер-классы и др.) и представить как эффективный. Вся эта работа позволит педагогу претендовать на присвоение высшей квалификационной категории в установленном законодательством порядке.

        Рассматривая квалификацию в деятельности как динамическую характеристику становления и развития профессиональной компетентности, а повышение квалификации - как непрерывный процесс личностно-профессионального развития, необходимо подчеркнуть субъектный (определяющийся собственной активной профессиональной и личностной позицией) характер данной деятельности, регулируемый собственной потребностью в саморазвитии.

Литература:

Шашок, В.Н., Тарусова, Л.Г., Ярмолинская, М.М. Аттестация воспитателей дошкольного образования./ Минск, АПО, 2015.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.