АТТЕСТАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Необходимость повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования является актуальной задачей. Квалификация педагога дошкольного образования выстраивается на компетенциях, связанных с набором навыков эффективного выполнения педагогической деятельности, качествами личности, приобретенными в результате образования, со способностями к выполнению основной деятельности, знаниями, умениями и опытом, необходимыми для решения теоретических и практических задач профессии.
Современный воспитатель дошкольного образования должен уметь мыслить и действовать сообразно современным нормам профессиональной педагогической деятельности, обладать способностью концептуального мировоззрения и гуманистическими ценностными установками, иметь рефлексивно-аналитические, креативные, проектно-технологические, организаторские, коммуникативные и исследовательские способности. В ситуации всё возрастающих требований общества и государства к качеству дошкольного образования актуализируется необходимость первоочередного решения задач по формированию современной профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования.
Воспитатель дошкольного образования - это педагогический работник учреждения дошкольного образования, профессионально осуществляющий образование детей раннего и дошкольного возрастов. Это специалист, планирующий, организующий и проводящий воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательных программ дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Успешная профессиональная деятельность возможна только в процессе постоянного образования и развития педагога.
Образование педагога - это непрерывный процесс, при котором базовое образование (среднее специальное, высшее) служит лишь отправным пунктом, а основной задачей в деятельности специалиста всегда остается формирование нацеленности на дальнейшее профессиональное развитие. Необходимым условием последнего выступает мотивационная потребность и выработка установки на постоянное и непрерывное самообразование. Оно не может строиться и состояться иначе, как на основе профессионально важной мотивационной потребности: «я хочу это знать...», «мне это интересно...», «мне необходимо это освоить и познать...», «мне нужно повысить свой профессиональный уровень...» и др. И в целом - «я хочу стать лучше и профессиональнее, чем был вчера...».
Только наличие такой потребности определяет успех самообразования и саморазвития в профессиональной деятельности, которая подталкивает педагога к осознанному выбору тематики очередного повышения своей профессиональной квалификации, определению конкретного направления работы по самообразованию, к работе по накоплению и обобщению собственного педагогического опыта, изучению современной нормативной правовой базы и научно-практической литературы.
Под аттестацией педагогических работников сегодня понимается «изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития обучающихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения», как определено в Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция о порядке проведения аттестации).
Кроме того, актуальными видами аттестации воспитателей дошкольного образования в процессе их непрерывного профессионального развития являются:
а) итоговая аттестация воспитателей при освоении ими учебных программ повышения квалификации в процессе непрерывного дополнительного образования (проводится в формах защиты выпускной работы, зачета, собеседования и др.);
б) аттестация в процессе подтверждения или присвоения квалификационной категории (экзамен и аттестационное собеседование).
Порядок и процедура квалификационного экзамена для воспитателей дошкольного образования при прохождении ими аттестации на присвоение высшей квалификационной категории определены «Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» (далее — «Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена»). Необходимая информация о проведении квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории воспитателям дошкольного образования представлена на сайте ГУО «Академия последипломного образования» (http://academv.edu.ву).
Нормативной правовой базой определены обязательные условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории. Необходимым является:
1) соответствие полученного образования (по диплому) предъявляемым квалификационным требованиям;
2) наличие соответствующего стажа работы в должности;
3) освоение содержания программы повышения квалификации в сроки, предусмотренные законодательством.
Образовательные программы дополнительного образования взрослых, в том числе и программы повышения квалификации педагогических работников (воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, педагогов-психологов и др.), направлены на профессиональное совершенствование специалистов, освоение новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, формирование профессиональных навыков для достижения новой квалификационной категории. Процесс освоения содержания этих программ предполагает итоговую аттестацию слушателей (защиту выпускной работы, зачет, собеседование и др.). Целью этой аттестации «являются обеспечение эффективной самостоятельной работы слушателей, выявление профессиональной компетентности и проведение контроля их знаний в учреждениях (их подразделениях), обеспечивающих повышение квалификации».
Основными принципами реализации всех видов аттестации и на всех ее уровнях являются:
- открытость;
- коллегиальность,
- системность и целостность экспертных оценок,
- объективный характер.
Реализация фактора дополнительного образования заложена в непрерывной цепочке аттестационных процедур, прописанных в современной нормативной правовой базе.
В начале своей профессиональной деятельности (1 этап) воспитатели дошкольного образования, не имеющие квалификационной категории или имеющие 2-ю квалификационную категорию, наряду с систематическим самообразованием обязаны в установленном законодательством порядке осваивать содержание образовательных программ дополнительного образования (повышения квалификации). Период профессиональной деятельности между 2-й квалификационной категорией и возможностью присвоения 1-й квалификационной категории предполагает активную работу воспитателя по устранению «пробелов» в уровне профессиональной компетентности, выявленной по результатам итоговой аттестации повышения квалификации.Такая целенаправленная и систематическая работа может способствовать достижению желаемой цели - присвоению 1-й квалификационной категории.
Следующий период профессионального развития воспитателя дошкольного образования сопряжен с его дальнейшим профессиональным развитием и движением к последующему целевому ориентиру — возможности присвоения высшей квалификационной категории (2 этап).
В данном временном отрезке профессиональной деятельности воспитателю также необходимо освоить содержание учебных программ повышения квалификации, процесс обучения по которым завершается итоговой аттестацией в форме экзамена (зачета, собеседования и др.) с возможным использованием тестовых заданий. Данная аттестация предназначена для того, чтобы определить уровень профессиональной компетентности специалиста в настоящий момент времени, а также спланировать ориентиры его дальнейшего развития в режиме самообразования, освоения учебных программ повышения квалификации по интересующей тематике, участия в работе методических объединений, конкурсах, проектах и др. Важнейшим свойством этой итоговой аттестации выступают возможность определения индивидуальных профессионально ориентированных способностей педагога по формированию и обобщению им педагогического опыта, установление ориентиров по его тематике и высокому уровню конкретных достижений специалиста.
На 2 этапе воспитатель имеет возможность разработать и обобщить свой собственный опыт педагогической деятельности, апробировать его на публичном уровне (публикации в прессе, выступления, мастер-классы и др.) и представить как эффективный. Вся эта работа позволит педагогу претендовать на присвоение высшей квалификационной категории в установленном законодательством порядке.
Рассматривая квалификацию в деятельности как динамическую характеристику становления и развития профессиональной компетентности, а повышение квалификации - как непрерывный процесс личностно-профессионального развития, необходимо подчеркнуть субъектный (определяющийся собственной активной профессиональной и личностной позицией) характер данной деятельности, регулируемый собственной потребностью в саморазвитии.
Литература:
Шашок, В.Н., Тарусова, Л.Г., Ярмолинская, М.М. Аттестация воспитателей дошкольного образования./ Минск, АПО, 2015.