ДЕТСКИЙ ФИТНЕС В СИСТЕМЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие «фитнес» в переводе с английского (от «to be fit for») означает «быть в хорошей форме, соответствовать чему-либо», впервые было введено в США на рубеже XIX - XX вв. для определения физической подготовленности. Постепенно менялся смысл понятия «фитнес». Изначально оно обозначало «физическое здоровье» человека, способного выполнять физическую работу, позднее - стремление к лучшему качеству жизни, её физическому, социальному, психологическому и духовному компонентам. Содержание упражнений было направлено на решении е проблем, связанных с ухудшением здоровья и физического состояния различных групп населения. Американский учёный Кеннет Купер издал книгу «Аэробика», которая получила широкое распространение не только в Америке, но и по всей Европе, что способствовало популяризации и появлению новых видов фитнеса. Одной из его разновидностей стала танцевальная аэробика Джейн Фонды, представляющая собой непрерывно выполняемый комплекс общеразвивающих и танцевальных упражнений.
На танцевальные занятия взрослые стали приходить вместе с детьми, которые копировали их двигательные действия под музыкальное сопровождение, что позволило выделить детский фитнес в отдельное направление. Занятия фитнесом направлены на удовлетворение потребности детей в реализации двигательной активности; формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; повышение общего уровня работоспособности за счет использования оздоровительных технологий, современного оборудования, спортивного инвентаря, музыкального сопровождения.
Детский фитнес, как одно из современных направлений оздоровительной гимнастики, представляет собой синтез музыки, ритмики движений, элементов акробатики, игровых видов спорта. Занятия фитнесом повышают общий и эмоциональный тонус организма, улучшают физическую и умственную работоспособность, удовлетворяют потребность в двигательной активности, создают условия для разнообразия двигательной деятельности на основе интеграции динамических, двигательных, «позных» рефлексов с сознательно контролируемыми движениями. На занятиях физическими упражнениями под музыкальное сопровождение формируются ответные реакции на внешние воздействия (сопротивление, растягивание, сокращение, расслабление), устанавливаются связи между схемами движений с эмоциональными и познавательными психическими процессами, поведением. Занимающиеся фитнесом учатся слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту, выражать свои эмоции, логично сочетать движения под музыку с разными элементами из видов спорта в спортивно-танцевальных композициях.
Занятия детским фитнесом, в отличие от занятий в спортивной секции, являются менее травматичными, более эмоциональными и гармоничными, как правило, в них не наблюдаются физическое или психологическое перенапряжение.
Вот некоторые специфичные особенности детского фитнеса:
- Разнообразие сюжетов, образов, персонажей, упражнений (с предметами, без них, на снарядах, тренажерах и др.);
- Различная направленность физических нагрузок и возможность моделирования музыкальных композиций;
- Тесная связь с музыкой, современными ритмами и направлениями танцев;
- Разные методы проведения занятий (практический, игровой, соревновательный);
- Применение инновационных технологий (компьютерное сопровождение, презентации и т.д.);
- Эмоциональный подъем за счет активных двигательных действий специалиста;
- Возможность варьирования нагрузки с применением специального инвентаря и оборудования;
- Использование различных направлений и технологий детского фитнеса;
- Выбор средств фитнеса для разного уровня подготовленности и состояния здоровья занимающихся;
- Возможность творческого самовыражения, нервно-психической разрядки, получения удовольствия от занятий и удовлетворения от выполнения различных двигательных действий;
- Расширение диапазона двигательных возможностей за счет инновационных технологий;
- Повышение эстетической культуры движений, уровня физической подготовленности, физического развития;
- Приобретение специальных знаний и умений в процессе занятий фитнесом.
Выделяют следующие направления детского фитнеса:
-
- Гимнастическо-атлетическое направление: ритмическая гимнастика, терра-аэробика, классическая аэробика, степ-аэробика, аэро-фитнес, силовые направления аэробики (с гантелями, эспандерами и др.), стретчинг, семейная гимнастика, фитбол-гимнастика, элементы шейпинга, калланетики, художественной гимнастики и др.;
- Игровое направление: подвижные, музыкальные, развивающие игры, эстафеты и элементы спортивных игр, танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», игровой стретчинг, игры по станциям (круговая тренировка, круговая аэробика) и др.;
- Коррекционное, лечебно-профилактическое направление: лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс», коррекционные программы, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, танцевальная терапия, фитбол, дыхательная гимнастика, релаксационная и др.;
- Танцевальное направление: аэроданс, ритмопластика, все направления танцевальной аэробики:хип-хоп, фанк, джаз, латина, афро, фолк (на степах и фитболах, «танцы на мячах»), основы хореографии и современного танца и др.
Наибольшее распространение в учреждениях дошкольного образования получила фитбол-аэробика, которая представляет собой выполнение упражнений на больших гимнастических мячах - фитболах. «Фитбол» в переводе с английского означает «мяч для опоры», который применяли в программе педиатрической неврологической реабилитации пациентов, после травм для восстановления функций опорно-двигательного аппарата, в системе оздоровительных занятий. Эффективность воздействия занятий фитбол-аэробикой на организм ребенка в значительной мере обусловлена свойствами фитбола (формой, размером, цветом и упругостью) и многофункциональностью (фитбол можно использовать в качестве опоры, предмета, отягощения, тренажёра, препятствия, массажёра, ориентира). Каждое из этих качеств оказывает своё специфическое влияние на физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, оздоровительный или лечебно-профилактический эффект от занятий.
Оздоровительный эффект занятий на фитболах обусловлен рядом биомеханических факторов, среди которых - активное функционирование мышц и систем организма способствует поддержанию позы и сохранению равновесия при выполнении упражнений на мяче. Постоянное удержание равновесия содействует укреплению мышц спины и брюшного пресса, создает «мышечный корсет», формирует правильную осанку. Амортизационная функция мяча улучшает обмен веществ, кровообращение и микроциркуляцию в межпозвоночных дисках и внутренних органах, способствует разгрузке и мобилизации различных отделов позвоночника, активизирует метаболизм. Исследователи сравнивают воздействие упражнений на фитболе с иппотерапией (лечение верховой ездой). Вибрация мяча воздействует на чувствительные, двигательные, секреторные нервы; легкое сотрясение оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, а интенсивное (прерывистая вибрация) - возбуждающее. Благоприятное воздействие вибрации на позвоночник, суставы и окружающие ткани осуществляет профилактическое и корригирующее воздействие на осанку ребенка. Улучшение оттока лимфы и венозной крови, увеличение сократительной способности мышц стимулирует воздействие на функцию коры надпочечников, желудка, печени, улучшает работу сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем организма.
В результате исследований отмечено коррегирующее воздействие фитбол-аэробики на организм ребенка с нарушениями речи. Упругая и неустойчивая среда фитбола способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, функции равновесия, ритма движений. Цвет фитбола проявляет определенное воздействие на психическое состояние и физиологические функции ребенка. Теплые цвета повышают активность симпатического отдела вегетативной нервной системы и усиливают возбуждение центральной нервной системы. Холодные цвета успокаивают, снижают активность симпатического отдела и повышают активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В результате занятий аэробикой укрепляются мышцы, увеличивается их эластичность, улучшается подвижность в суставах и позвоночнике.
Музыкальное сопровождение способствует преодолению нарастающего утомления, повышает работоспособность, воспитывает чувство ритма, такта, выразительность движений, музыкальный вкус.
Таким образом, детский фитнес представляет собой одно из современных направлений оздоровительной гимнастики, является синтезом музыки, ритмических движений, элементов акробатики, игровых видов спорта. Доступен людям разного возраста, в том числе и воспитанникам 4-7 лет, так как не имеет медицинских противопоказаний, повышает общий и эмоциональный тонус организма, улучшает физическую и умственную работоспособность, удовлетворяет потребность ребенка в двигательной активности.