ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для руководителя физического воспитания
Заместитель заведующего по ОД Климович М.И.
Важным условием совершенствования здоровьесберегающей среды детского сада является внедрение современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся упражнения с применением спортивного инвентаря и оборудования нового поколения, в том числе и больших гимнастических мячей — фитболов. Именно поэтому актуальность приобретает умение педагогов эффективно использовать фитбол-гимнастику в практике физкультурно-оздоровительной работы.
Проведённый анкетный опрос, в котором приняло участие 56 руководителей физического воспитания учреждений дошкольного образования, показал, что 88% респондентов применяют элементы фитбол-гимнастики в разных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультурные занятия, досуги, праздники, индивидуальная работа). Вместе с тем, большинство опрошенных педагогов (92%) отметили недостаток литературы, раскрывающей теоретические и организационно-методические основы фитбол-гимнастики, необходимые для грамотного планирования и проведения занятий с детьми. Разнообразие средств фитбол-гимнастики создаёт у специалистов, с одной стороны, большие затруднения в выборе наиболее эффективных из них, а с другой — открывает широкие возможности для решения любых педагогических задач (оздоровительных, образовательных, воспитательных).
Средства фитбол-гимнастики, используемые в физическом воспитании детей дошкольного возраста, можно объединить в три группы по содержательному признаку:
1 группа: гимнастические упражнения (основное средство);
2 группа: подвижные игры (основное средство);
3 группа: музыкальное сопровождение (вспомогательное средство).
Гимнастические упражнения с фитболами дифференцированы на общеразвивающие, динамические и музыкально-ритмичные.
Общеразвивающие упражнения с фитболами — это специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе и сгруппированы по принципу комплекса. В структуре комплекса мячи используются в качестве опоры, отягощения или препятствия. Они обеспечивают подготовку организма детей к предстоящей физической нагрузке и включаются, как правило, в начало основной части физкультурного занятия. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с фитболами опираются на классическую методику проведения ОРУ с детьми.
Характерные особенности ОРУ с фитболами: чёткая структура, подсчёт для детей среднего и старшего дошкольного возраста, коллективная согласованность двигательных действий. Для детей младшего дошкольного возраста при проведении ОРУ подсчёт не используется. Характерные моменты движения педагог подчёркивает словами, часто в образной форме.
Динамические упражнения с фитболами имеют имитационно-игровой характер и способствуют укреплению всего мышечного и опорно-двигательного аппарата ребёнка. Для динамических упражнений свойственна работа скелетных мышц в изотоническом режиме, т.е. чередование периодов сокращения мышц с периодами расслабления, что сопровождается изменением их длины. В эту группу входят разновидности передвижений с мячом (ходьба, бег, прыжки и др.), специальные упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей детей (силы, гибкости, координации, равновесия и др.).
При выполнении динамических упражнений с фитболами создаются условия для анатомического воздействия на определённые мышечные группы рук и плечевого пояса, ног и тазовой области, туловища, а также на суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. В работе с ослабленными детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, применяются специальные динамические упражнения корригирующего и профилактического воздействия. Отличительные особенности динамических упражнений с фитболами от общеразвивающих — это отсутствие подсчёта при их выполнении и требований к коллективной согласованности действий. Педагог показывает воспитанникам упражнение, объясняет его технику, а затем дети повторяют движение в индивидуальном темпе и ритме.
Музыкально-ритмичные упражнения с мячами охватывают комплексы фитбол-аэробики, танцевальные движения и импровизации, элементы ритмики, хореографии, спортивных танцев с обязательным использованием музыкального сопровождения. Структуру комплекса фитбол-аэробики составляют несложные физические упражнения, которые выполняются из разных исходных положений (стоя возле мяча, сидя и лёжа на мяче, с мячом в руках и др.) без пауз для отдыха, в умеренном темпе, определяемом звучащей музыкой.
При разучивании комплексов фитбол-аэробики с детьми младшего и среднего дошкольного возраста используется преимущественно игровой метод, который основан на выполнении имитационных движений, соответствующих содержанию музыкального произведения. Удачно подобранный образ каждого упражнения позволяет повысить не только интерес детей к занятию, но и эффективность обучения в целом. Дети старшего дошкольного возраста учатся выполнять музыкально-ритмичные движения с фитболами чётко и выразительно, в соответствии с темпом и ритмом музыки. Это развивает способность детей свободно управлять отдельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласовывать движения во времени и контролировать степень их правильности, что, в свою очередь, формирует эстетическую осмысленность двигательных действий и творческое отношение к занятиям.
Как известно, игра — ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, а подвижная игра — ценнейшее средство разностороннего воспитания его личности. Поэтому подвижные игры в структуре занятий фитбол-гимнастикой занимают существенное место. К ним относятся: подвижные игры с мячами высокой и малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры-эстафеты. В подвижных играх широко используются многофункциональные свойства фитбола: как предмета, который перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят и др.); как препятствия, которое преодолевают (обегают, перелезают, перешагивают и др.); как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат; как ориентира в пространстве, который находят в меняющихся игровых ситуациях.
Большой восторг у детей вызывают подвижные игры высокой интенсивности сюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом, ходьбой и другими перемещениями с мячами и без них. Каждый творческий педагог в состоянии придумать авторские игры с фитболами или адаптировать хорошо знакомые подвижные игры («Хитрая лиса», «Охотники и утки», «Хвостики», «У медведя во бору» и др.) к задачам занятий фитбол-гимнастикой.
Основное предназначение подвижных игр малой интенсивности с фитболами — восстановление пульса и дыхания ребёнка после физической нагрузки. В их содержание включаются малоподвижные двигательные действия, связанные с удержанием равновесия или определенной позы в разных исходных положениях (сидя, лёжа на мяче, с мячом в руках и др.), неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание и расслабление.
Игры соревновательной направленности и игры-эстафеты с фитболами станут украшением любого физкультурно-оздоровительного мероприятия. Они предполагают выполнение индивидуальных или командных соревновательных действий с фитболом: бег и прыжки наперегонки, преодоление препятствий с мячом, ориентирование в пространстве и во времени и др. Такие игры совершенствуют двигательные умения с фитболом в условиях состязаний, воспитывают волевые и нравственные качества детей — целеустремлённость, настойчивость, чувство ответственности не только за свои личные результаты, но и за результаты всей команды.
Большое значение в использовании средств фитбол-гимнастики имеет музыкальное сопровождение, которое стимулирует интерес детей к содержанию обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует повышению работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательными действиями.
При выполнении музыкально-ритмичных упражнений с фитболами музыка определяет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положительно влияет на развитие слуха дошкольников, освобождает педагога от подсчёта. С помощью музыки при обучении динамическим упражнениям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и закрепления двигательных умений, совершенствовать технику движений, оптимизировать физическую нагрузку посредством мелодичного регулирования продолжительности нагрузки и отдыха. Подвижные игры с музыкальным сопровождением воспитывают у детей временную ориентировку — способность двигаться в рамках определённого времени, соблюдать правила игры, согласовывая свои действия с музыкой и другими детьми.
Следует обратить внимание на разные виды гимнастических мячей, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста:
- фитболы с ручками («рожками») — наиболее подходящие для занятий с детьми дошкольного возраста, т.к. позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячами;
- круглый гладкий мяч — предназначен для обучения разнообразным гимнастическим упражнениям и подвижным играм (за исключением прыжковых движений);
- овальный фитбол характеризуют те же функциональные свойства, что и круглый, но он является более устойчивым за счёт увеличенной площади поверхности касания с полом — такие мячи подойдут для детей с недостаточным уровнем развития координации и функции равновесия;
- фитболы в форме животных (лошадок, дельфинов, оленей и др.) отличаются повышенной устойчивостью и безопасностью даже при выполнении прыжковых движений — рекомендуются детям раннего возраста;
- массажные гимнастические мячи имеют неровную, в форме пупырышек, поверхность, поэтому, кроме нагрузки на мышцы, обеспечивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращение.
Приведённая классификация средств фитбол-гимнастики и их характеристика позволит педагогам спланировать содержание занятий, составить комплексы упражнений в зависимости от направления решаемых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач: для анатомического воздействия на определённые мышечные группы, суставы, связки; для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей, функции равновесия; для совершенствования творческих способностей, грациозности и выразительности движений.
Литература:
Власенко, Н. Характеристика средств фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста./Пралеска. - 2016 - № 08