Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Дата: 7 мая 2021 в 16:51, Обновлено 30 сентября 2021 в 10:59

             ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ 

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для руководителя физического воспитания

 Заместитель заведующего по ОД Климович М.И.

      

    

        Важным условием совершенствования здоровьесберегающей среды детского сада явля­ется внедрение современных средств оздо­ровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относят­ся упражнения с применением спортивного инвентаря и оборудования нового поколе­ния, в том числе и больших гимнастических мячей — фитболов. Именно поэтому акту­альность приобретает умение педагогов эф­фективно использовать фитбол-гимнастику в практике физкультурно-оздоровительной работы.

      Проведённый анкетный опрос, в котором приняло участие 56 руководителей физического воспитания учреждений дошкольного образова­ния, показал, что 88% респондентов применяют элементы фитбол-гимнастики в разных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультурные занятия, досуги, праздники, индивидуальная работа). Вместе с тем, боль­шинство опрошенных педагогов (92%) отме­тили недостаток литературы, раскрывающей теоретические и организационно-методические основы фитбол-гимнастики, необходимые для грамотного планирования и проведения заня­тий с детьми. Разнообразие средств фитбол-гимнастики создаёт у специалистов, с одной стороны, большие затруднения в выборе наи­более эффективных из них, а с другой — откры­вает широкие возможности для решения любых педагогических задач (оздоровительных, образовательных, воспитательных).

     Средства фитбол-гимнастики, используе­мые в физическом воспитании детей дошколь­ного возраста, можно объединить в три группы по содержательному признаку:

1 группа: гимнастические упражнения (основное средство);

2 группа: подвижные игры (основное средство);

3 группа: музыкальное сопровождение (вспомогательное средство).

Гимнастические упражнения с фитболами дифференцированы на общеразвивающие, динамические и музыкально-ритмичные.

Общеразвивающие упражнения с фитболами — это специально разработанные дви­жения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе и сгруппированы по принципу комплекса. В структуре комплекса мячи используются в качестве опоры, отягощения или препятствия. Они обеспечивают подготовку организма детей к предстоящей физической нагрузке и включа­ются, как правило, в начало основной части физкультурного занятия. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с фитболами опираются на классическую методику проведения ОРУ с детьми.

Характерные особенности ОРУ с фитбо­лами: чёткая структура, подсчёт для детей среднего и старшего дошкольного возраста, коллективная согласованность двигательных действий. Для детей младшего дошкольного возраста при проведении ОРУ подсчёт не ис­пользуется. Характерные моменты движения педагог подчёркивает словами, часто в образ­ной форме.

     Динамические упражнения с фитболами имеют имитационно-игровой характер и спо­собствуют укреплению всего мышечного и опорно-двигательного аппара­та ребёнка. Для динамических упражнений свойственна работа скелетных мышц в изото­ническом режиме, т.е. чередование периодов сокращения мышц с периодами расслабления, что сопровождается изменением их длины. В эту группу входят разновидности передви­жений с мячом (ходьба, бег, прыжки и др.), специальные упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совер­шенствование двигательных способностей детей (силы, гибкости, координации, равно­весия и др.).

При выполнении динамических упражнений с фитболами создаются условия для анатомиче­ского воздействия на определённые мышечные группы рук и плечевого пояса, ног и тазовой области, туловища, а также на суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. В работе с ослабленными детьми, имеющими отклоне­ния в состоянии здоровья и физическом разви­тии, применяются специальные динамические упражнения корригирующего и профилакти­ческого воздействия. Отличительные особен­ности динамических упражнений с фитболами от общеразвивающих — это отсутствие подсчёта при их выполнении и требований к коллектив­ной согласованности действий. Педагог пока­зывает воспитанникам упражнение, объясняет его технику, а затем дети повторяют движение в индивидуальном темпе и ритме.

      Музыкально-ритмичные упражнения с мяча­ми охватывают комплексы фитбол-аэробики, танцевальные движения и импровизации, эле­менты ритмики, хореографии, спортивных танцев с обязательным использованием музы­кального сопровождения. Структуру комплекса фитбол-аэробики составляют несложные физи­ческие упражнения, которые выполняются из разных исходных положений (стоя возле мяча, сидя и лёжа на мяче, с мячом в руках и др.) без пауз для отдыха, в умеренном темпе, определяе­мом звучащей музыкой.

      При разучивании комплексов фитбол-аэробики с детьми младшего и среднего дошкольного воз­раста используется преимущественно игровой метод, который основан на выполнении имита­ционных движений, соответствующих содержа­нию музыкального произведения. Удачно подо­бранный образ каждого упражнения позволяет повысить не только интерес детей к занятию, но и эффективность обучения в целом. Дети стар­шего дошкольного возраста учатся выполнять музыкально-ритмичные движения с фитболами чётко и выразительно, в соответствии с темпом и ритмом музыки. Это развивает способность детей свободно управлять отдельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласовы­вать движения во времени и контролировать сте­пень их правильности, что, в свою очередь, форми­рует эстетическую осмысленность двигательных действий и творческое отношение к занятиям.

      Как известно, игра — ведущий вид деятельно­сти ребёнка дошкольного возраста, а подвижная игра — ценнейшее средство разностороннего воспитания его личности. Поэтому подвижные игры в структуре занятий фитбол-гимнастикой занимают существенное место. К ним относят­ся: подвижные игры с мячами высокой и малой интенсивности, игры соревновательной направ­ленности и игры-эстафеты. В подвижных играх широко используются многофункциональные свойства фитбола: как предмета, который пере­мещают (прокатывают, подбрасывают, пере­носят и др.); как препятствия, которое преодо­левают (обегают, перелезают, перешагивают и др.); как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат; как ориентира в пространстве, который находят в меняющихся игровых ситуациях.

      Большой восторг у детей вызывают подвиж­ные игры высокой интенсивности сюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом, ходьбой и другими переме­щениями с мячами и без них. Каждый творче­ский педагог в состоянии придумать авторские игры с фитболами или адаптировать хорошо знакомые подвижные игры («Хитрая лиса», «Охотники и утки», «Хвостики», «У медве­дя во бору» и др.) к задачам занятий фитбол-гимнастикой.

      Основное предназначение подвижных игр ма­лой интенсивности с фитболами — восстановле­ние пульса и дыхания ребёнка после физической нагрузки. В их содержание включаются мало­подвижные двигательные действия, связанные с удержанием равновесия или определенной позы в разных исходных положениях (сидя, лёжа на мяче, с мячом в руках и др.), неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание и расслабление.

      Игры соревновательной направленности и игры-эстафеты с фитболами станут украше­нием любого физкультурно-оздоровительного мероприятия. Они предполагают выполнение индивидуальных или командных соревнова­тельных действий с фитболом: бег и прыжки на­перегонки, преодоление препятствий с мячом, ориентирование в пространстве и во времени и др. Такие игры совершенствуют двигательные умения с фитболом в условиях состязаний, вос­питывают волевые и нравственные качества де­тей — целеустремлённость, настойчивость, чув­ство ответственности не только за свои личные результаты, но и за результаты всей команды.

     Большое значение в использовании средств фитбол-гимнастики имеет музыкальное со­провождение, которое стимулирует интерес детей к содержанию обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует по­вышению работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательны­ми действиями.

         При выполнении музыкально-ритмичных упражнений с фитболами музыка определя­ет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положитель­но влияет на развитие слуха дошкольников, освобождает педагога от подсчёта. С помощью музыки при обучении динамическим упражне­ниям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и закрепления двигательных умений, совершенствовать технику движений, оптими­зировать физическую нагрузку посредством мелодичного регулирования продолжитель­ности нагрузки и отдыха. Подвижные игры с музыкальным сопровождением воспитывают у детей временную ориентировку — способность двигаться в рамках определённого времени, соблюдать правила игры, согласовывая свои действия с музыкой и другими детьми.

        Следует обратить внимание на разные виды гимнастических мячей, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста:

  • фитболы с ручками («рожками») — наи­более подходящие для занятий с детьми до­школьного возраста, т.к. позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и под­вижных игр с мячами;
  • круглый гладкий мяч — предназначен для обучения разнообразным гимнастическим упражнениям и подвижным играм (за исклю­чением прыжковых движений);
  • овальный фитбол характеризуют те же функциональные свойства, что и круглый, но он является более устойчивым за счёт увели­ченной площади поверхности касания с по­лом — такие мячи подойдут для детей с недо­статочным уровнем развития координации и функции равновесия;
  • фитболы в форме животных (лошадок, дельфинов, оленей и др.) отличаются повы­шенной устойчивостью и безопасностью даже при выполнении прыжковых движений — ре­комендуются детям раннего возраста;
  • массажные гимнастические мячи имеют неровную, в форме пупырышек, поверхность, поэтому, кроме нагрузки на мышцы, обеспе­чивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращение.

    Приведённая классификация средств фитбол-гимнастики и их характеристика позволит пе­дагогам спланировать содержание занятий, со­ставить комплексы упражнений в зависимости от направления решаемых оздоровительных, об­разовательных и воспитательных задач: для ана­томического воздействия на определённые мы­шечные группы, суставы, связки; для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей, функции равновесия; для совершенствования творческих способностей, грациозности и вы­разительности движений.

 

 

Литература:

Власенко, Н. Характеристика средств фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста./Пралеска. - 2016 - № 08

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.