Под аттестацией педагогических работников сегодня понимается «изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития обучающихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения», как определено в Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (с изменениями и дополнениями).
Квалификационные требования к должностям специалистов, занятых в образовании, предусмотрены выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.
Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения).
В соответствии с пунктом 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция). Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.
Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям:
- соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
- наличие стажа работы (за исключением случаев, установленных Инструкцией);
- усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
С целью унификации квалификационных требований к должностям педагогических работников постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50 в ЕКСД 2 внесены изменения (вступает в силу 01.11.2017).
В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности».
Под образованием, соответствующим педагогической деятельности, по таким должностям, как: директор (начальник, заведующий), директор (заведующий) филиала, заведующий общежитием в учреждении общего среднего образования, заведующий отделением, заведующий ресурсным центром, заведующий учебно-консультационным пунктом, заведующий учебно-методическим кабинетом, заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно методической, учебно-производственной работе, производственному обучению, заместитель директора по работе с иностранными обучающимися; заместитель директора по режиму, начальник управления (отдела) по воспитательной работе с молодежью, начальник учебно-методического управления (части, отдела), воспитатель, методист, педагог-организатор, преподаватель, учитель,
следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»; мастер производственного обучения, старший мастер – высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», высшее инженерно-педагогическое образование либо среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение», среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»; педагог-психолог – высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог»; педагог социальный – высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»; аккомпаниатор, музыкальный руководитель – высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством.
Таким образом, некоторые педагогические работники, которым ранее было отказано в допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории, в связи с несоответствием полученного образования квалификационным требованиям, с 01.11.2017 могут претендовать на присвоение квалификационных категорий