РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГУО "Ясли-сад № 31 г. Гродно" - БЕРШАК ЛЮСИЯ ВЛАДИСЛАВОВНА (образование высшее, высшая квалификационная категория руководителя физического воспитания)
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе развития дошкольного образования переход от учебно-дисциплинарной модели к личностно-ориентированной обусловил процесс максимальной актуализации механизмов формирования личности ребенка.
Изучение проблемы развития личности ребенка имеет первостепенное значение как в целостном образовательном процессе, так и в практике физического воспитания. В работах многих авторов (В.Н.Шебеко, , В.Т. Кудрявцев, Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько и др.) показана роль физкультуры для формирования мотивационной, волевой, нравственной сфер детей, их творческого потенциала, знаний, умений, навыков, ценностей; раскрыты пути влияния педагога на становление положительных качеств личности ребенка. К ним относятся:
- Формирование мотивов двигательной деятельности. Мотивы – важная побудительная сила активности ребенка. Мотивы посещений физкультурных занятий следующие: игровые, желание быть здоровым и красивым, научиться многому, услышать похвалу.
- Развитие творчества в двигательной деятельности. Самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинации элементов этих движений в новые сочетания, придумывание новых способов применения предметов физкультурного инвентаря, названий к выполняемым упражнениям имеет творческий и развивающий смысл.
- Воспитание позитивной самооценки ребенка, которая играет большую роль в стимулировании активности личности ребенка, повышает веру в свои силы, дает возможность достигнуть более высокой ступени в развитии и достижениях. Формирование позитивной самооценки происходит на основе оценки педагога, а также на основе оценки ребенком результатов собственной деятельности.
В последние годы большое внимание уделяется изучению валеологических аспектов физического воспитания, связанных с поиском путей формирования представлений о здоровом образе жизни. Валеология и дошкольная педагогика накопили большой опыт:
- Формирования валеологической и физической культуры ребенка как культуры здоровья, здорового образа жизни, культуры движений (Ю.Ф.Змановский, Т.Н.Доронова, Л.Г.Татарникова и др.)
- Обеспечения основ безопасности жизнедеятельности, которое подразумевает стиль жизни, адекватное поведение в различных и неожиданных ситуациях.
- Воспитания у детей мотивации здоровья в организации работы по успешному приобретению ими знаний, умений и навыков ЗОЖ.
Доказано, что усвоение валеологической информации дает хороший результат при непосредственной включенности детей в двигательную деятельность:
- на физкультурных занятиях в процессе проблемных и игровых ситуаций, ориентированных на формирование творческого отношения ребенка к миру и к себе, воспитывающих осознанное отношение к своему здоровью, умению управлять своим телом и др.;
- при встречах с различными персонажами спортивных праздников и развлечений, обучающих детей объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни, элементам этикета, правилам поведения в обществе, прививающих стойкие культурно-гигиенические навыки и др.;
- в туристических походах и экскурсиях, воспитывающих привычку бережного отношения к природе и животным, положительное отношение к труду других людей;
- в целенаправленных мероприятиях по приобщению детей и их родителей к ценностям физической культуры, традициям большого спорта и др.
Следует отметить, что валеологическая ориентация физического воспитания эффективна при условии координации усилий всех субъектов педагогического процесса – руководителей физического воспитания, воспитателей дошкольного образования, психологов, медицинских работников, родителей.
По мнению многих ученых, решить задачу оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения позволит дифференцированное физическое воспитание. Данное направление реализуется через индивидуально-дифференцированный подход как форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях. В работе с детьми каждой группы педагог использует разные средства, методы и приемы обучения. Показателями дифференциации в физическом воспитании являются:
- Состояние здоровья;
- Уровень физической подготовленности.
- Уровень двигательной активности.
- Возрастно-половые особенности.
- Индивидуально-типологические особенности ( от типа высшей нервной деятельности).
Индивидуально-дифференцированный подход с учетом здоровья детей используется на практике при проведении физкультурных занятий и в процессе коррекционно-профилактической работы.
Дифференциация с учетом уровня физической подготовленности основана на выделении групп детей с высокими, средними и низкими показателями развития физических качеств и степени сформированности основных движений. Данный подход предполагает индивидуальный подбор методов обучения и широкое использование различных двигательных заданий, создающих условия для проявления каждым ребенком своих личных возможностей и способностей.
Учет индивидуальных проявлений двигательной активности детей обеспечит максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности. В.А.Шишкина отмечает, что разделение детей по степени активности (оптимально подвижных, мало- и гиперподвижных) необходима в целях оптимизации их двигательной активности и организации коррекционной работы с малоподвижными и гиперподвижными детьми.
Учет половых различий следует использовать при выполнении заданий для мальчиков на воспитание быстроты, силовой выносливости, выдержки, смелости, а для девочек – на формирование чувства ритма, координационных способностей, красоты движений, грации и гибкости.
Ещё одним актуальным направлением современных научных исследований является совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ. Под интеграцией понимается процесс или действие, направленный на достижение целостности и единства в чём-либо. Объединение различных разделов программы с физкультурными занятиями чаще всего свойственно в отношении таких предметов, как ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи, музыка. Наиболее распространенные варианты интегрированного физического воспитания дошкольников:
- интеграция двигательной и познавательной активности (Л.Д.Глазырина, С.В.Менькова, Н.Ю.Мищенко и др.)
- интеграция двигательного и речевого развития;
- интеграция физического и музыкального воспитания.
Интеграция двигательной и познавательной активности предполагает активизацию умственной деятельности ребенка, его психофизиологического потенциала и индивидуальных способностей в процессе занятий физическими упражнениями (методика Л.Д.Глазыриной «Очарование», Н.Ю.Мищенко – с экологическим воспитанием).
Интеграция двигательного и речевого развития подтверждает исследования ученых, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита его речь (Е.П.Прописнова – сюжетно-ролевая логоритмическая гимнастика).
Интеграция физического и музыкального воспитания основана на взаимосвязи чувства ритма с моторными реакциями ребенка. Музыкально-ритмические движения учат ребенка свободно управлять отдельными частями своего тела.
Важно подчеркнуть, что физическое воспитание в приведенных исследованиях выполняет функцию системообразующего компонента, интегрируя при этом знания из разных разделов образовательных программ.