В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирования личности. Именно в годы дошкольного детства у ребенка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно потому период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен.
Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), одно из важных мест занимает физическая культура. Роль её уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психологического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств – упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений – и по биологической потребности человека, и обязательного условия формирования всех систем и функций организма. Именно поэтому движения рассматриваются как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало его развития.
В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в активном воздействии на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина – гормона, тонизирующего все жизненные процессы), а также на личность, их выполняющую. Суть в том, что объект воли и сознания ребенка – его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождаются насыщенными эмоциональными переживаниями – борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями». Постепенно переходит от утилитарных упражнений к культуре движений. И совершенно неслучайно современные исследования сущность физического упражнения определяют как двигательное действие с его моторной и неизменно духовной сторонами. Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых – использовать средства физической культуры в качестве предпосылки физического и личностного развития детей.
Из опыта общения со взрослыми ребенок получает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Однако развитие личности определяется ещё и внутренней позицией ребенка – складывающимся отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе; становление самосознания и самооценки как важной формы проявления внутренней позиции. Под самооценкой понимают знания и мысли ребенка о себе. Происходит это при постоянном оценочном воздействии взрослого – важнейшего источника формирования будущей самооценки. При формировании у детей самооценки одну из главных функций могут выполнять рефлексивные методы работы. Рефлексивность - это способность выходить за пределы собственного Я, осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения своего Я с какими-либо событиями, личностями. С помощью рефлексивных методов работы ребенок учится проявлять и переживать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Именно эмоциональные явления могут выступать наиболее ранним индикатором изменений в процессе становления личности. У дошкольников эмоциональные переживания успешно формируются в таком виде деятельности, как игра.
В физическом воспитании игровой метод используется в виде игровых упражнений. Дети разыгрывают такие действия, как подражание животным, птицам, явлениям природы. Эмоции побуждают повторять движение многократно.
Рефлексивно-игровые технологии – это авторские технологии. Направлены они на сотрудничество взрослого и ребенка, на диалогичность, формирование у него деятельностно-творческого характера, предоставление свободы для принятия самостоятельных решений. В процессе выполнения задания, дети учатся осознавать и анализировать не только двигательную деятельность, но и свое собственное психологическое состояние.
В младшем и среднем возрасте задачи рефлексивно-игровых технологий направлены:
1.формирование адекватного самовосприятия;
2.обучение умению создавать первоначальный образ двигательного действия;
3.перенос двигательных навыков в новую двигательно-игровую ситуацию;
4.самостоятельное выполнение естественных видов движений в помещении и на воздухе, соотнесение их с конкретной ситуацией;
5.адекватное восприятие успеха и неудачи.
Основные способы формирования самоконтроля в группах старшего возраста:
1.акцентированный показ движения с выделением ведущих элементов и контрольных точек самоконтроля;
2. исполнение вариативных действий по образцу;
3. обсуждение с детьми способов выполнения движения;
4. восприятие движения в медленном темпе;
5. выполнение движения с проговариванием ведущих элементов и точек самоконтроля;
6. оценка действий другого, а потом своих.
В группах старшего возраста рефлексивно-игровые технологии дают детям возможность раскрыть свое Я. Важная роль здесь отводится методу личностной перспективы – помогает поверить в свои силы. Метод этот формирует у детей умение выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в её построении, объяснять и оценивать свои действия, физические возможности, самостоятельно находить и исправлять ошибки, стремление получить задуманный результат. На основе самооценки возникает саморегуляция собственной деятельности. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля друг за другом: когда дети меняются функциями «исполнителя» и « контролёра», повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить её лучше, стремление сравнить её с деятельностью других.
Объективность и точность самооценки определяются с учётом индивидуальных различий физической подготовленности детей. Особого внимания требуют те, у кого уровень физической подготовленности низок, кого характеризует негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Задача педагога – повысить представление ребенка о собственной значимости. Какими приёмами? Включением неуверенных детей в игры эмоционально яркого содержания, положительной оценкой малейших достижений, накоплением положительного опыта общения со сверстниками в подвижных играх, обогащением опыта эмоционального переживания. На занятиях физической культурой неуверенные в себе дети нуждаются в замедленном показе упражнений с указанием, на какой элемент техники обратить особое внимание. Эффективен прием специального обучения – описание собственных действий, т.е. всех действий, что следует выполнить.
Что дает такая методика? Побуждает предварительно обдумывать свои действия, контролировать их, устранять ошибки. В результате у ребенка исчезает чувство скованности, проявляется вера в свои силы.
Отметим важность развивающих игр физкультурной тематики. Побудительное содержание – сравнивать, анализировать, обобщать – активизирует мыслительные операции (память, внимание, восприятие), приучает принимать решения самостоятельно, контролировать свои действия. На этапе младшего возраста задачи развивающих игр направлены на:
1.выявление знаний о простых движениях, закрепление умений выполнять их по образцу;
2.узнавание разных видов упражнений;
3.нахождение сходства в технике движений;
4.расширение представлений о предметах, с помощью которых выполняются упражнения.
В старшем возрасте решаются другие задачи. Дети отличаются повышенной интеллектуальной активностью, развитым самоконтролем, любознательностью, желанием продемонстрировать свои способности, получить положительную оценку. Дети должны научиться:
1.замечать сходство и различия в технике упражнений;
2.выделять элементы двигательного действия, определять техническую последовательность их выполнения;
3.самооценивать движение.
В чем основная цель взрослого при организованном обучении? Не ограничивать инициативу и самостоятельность детей. При прямом обучении – в подтверждение установок личностно-ориентированного подхода – инициатива и свобода самоопределения ребенка не должны страдать. Это залог успешного формирования его объективной самооценки.