ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врождённое. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного социально-нравственного формирования личности. С поступлением ребенка в учреждение дошкольного образования создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего художественного образования.
Что же такого ценного таит в себе музыкально-театральная деятельность, в чём секрет её успеха? С точки зрения педагогической ценности можно говорить:
- об особой универсальности - музыкально-театральная деятельность позволяет охватить в работе с детьми все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-творческую деятельность. Это отвечает ведущему принципу музыкального воспитания – принципу единства развития музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) в различных видах деятельности. Поэтому на её основе можно реализовывать практически все задачи музыкального воспитания и обучения детей;
- об игровой природе - театральная деятельность больше, чем всякая другая, непосредственно связана с игрой. Отвечая природосообразности детей этого возраста, она удовлетворяет основную потребность ребенка – потребность в игре – и создаёт условия для проявления его творческой активности;
- о социальной направленности – тематика и содержание театральной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность (особенно ярко это видно на примере сказок); таким образом, с её помощью можно воспитывать многие положительные качества ребенка, развивать его способности познавать себя и окружающий мир, навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
В работе по музыкально-театральной деятельности можно выделить три этапа:
- 1-й этап – знакомство (2-4 года);
- 2-й этап – осваивание музыкально-театрального творчества (4-5 лет);
- 3-й этап – совершенствование музыкально-театральной деятельности (5-6 лет).
Знакомство с музыкально-театральным творчеством начинается в первой младшей группе, где дети знакомятся с простейшими театрализованными играми, просматривают небольшие кукольные спектакли. Во второй младшей группе (3-4 года) элементы театрализации используются как при проведении развлечений и праздников, так и на отдельных занятиях. Интегрированные занятия по музыкально-театральной деятельности включают в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации. Основной формой общения с детьми на этом этапе является форма игрового тренинга, которая позволяет постепенно ввести ребенка в занимательный мир театра. Самым важным на этом этапе является создание условий для эмоционально-положительного отношения детей к музыке в целом и к музыкальной театрализации в частности, поощрение участия детей в театрализованных играх, музыкальных инсценировках, желания исполнять игровые роли.
К концу этого возрастного периода у детей формируется:
- первоначальные представления о понятии «игровой образ»;
-конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);
- основы сценической речи;
- вокально-хоровые навыки, навыки музыкально-ритмических движений, а также навыки коллективных действий.
Музыкально-театральная деятельность с детьми среднего возраста (4-5 лет) включает в себя не только инсценирование песен, театрализованные игры, элементы театрализаций на развлечениях и праздниках. Дети осваивают азы детского музыкально-театрального творчества и вовлекаются в творческую работу по постановке музыкальных спектаклей и театрализованных представлений.
Выделяются следующие этапы работы над музыкальным спектаклем:
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её содержания с детьми.
- Поиск музыкально-пластического и вокально-интонационного решения игровых образов (постановка характерных танцев, выбор песен, если есть необходимость);
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.
- Работа над выразительностью речи и эмоциональностью поведения на сцене; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;
- Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций, уточнение темпоритма спектакля.
- Премьера спектакля, обсуждение с детьми.
- Повторные показы спектакля.
На этапе знакомства со спектаклем важно проанализировать с детьми характер каждого персонажа. Задача педагога – помочь ребенку создать «правдивый» образ, не давая готового образца для подражания, побудить его самостоятельно выбрать для своего персонажа точные, выразительные средства: интонацию, движения, мимику, жесты. Также важно приобщать детей к придумыванию танцевальных композиций, пусть это будет хоть одно придуманное ребенком движение, но это будет «его» танец, именно в нем он ощущает чувство радости и собственной значимости.
С детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) работа направлена на:
- совершенствование образных исполнительских умений;
- развитие творческой самостоятельности детей в новых театральных постановках.
С детьми старшего возраста уже есть реальность осуществить постановку мюзикла. Мюзикл, который представляет собой музыкально-сценический жанр, включающий средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств, позволяет в большей степени отразить результативность проделанной работы по всем видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-творческую деятельность. Таким образом, можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка и одновременно развивает творческие способности, приобщает его к культурным ценностям.
Литература:
Е.Середа. Все мы – актеры! Журнал «Пралеска» , № 11 – 2012.