Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ГОД ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Дата: 24 июня 2022 в 09:56, Обновлено 10 октября 2022 в 11:37

      Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных делах на благо своего Отечества. Патриотизм – это вечная ценность, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее народа, и незыблемый постулат нашей государственности.

         «Патриотизму, – отметил А.Г.Лукашенко на VI Всебелорусском народном собрании, – нельзя научить. Можно только показать пример своей искренней любовью к родной земле, гордостью достижениями своего народа, бережным отношением к историческому наследию, уважением традиций и ценностей многих поколений белорусов, конкретными делами во благо страны».

       Формированию патриотизма и патриотическому воспитанию граждан в Республике Беларусь уделялось и продолжает уделяться большое внимание. 

         

    Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции.

   Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей.

    Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного «цемента» общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов.

    Патриотизм выступает не столько как долг перед чем-то внешним, сколько внутренней потребностью, так как его исполнение нужно не «Родине», а самому человеку, ведь именно это дает моральную ориентацию в жизни – человек становится не просто гражданином своей страны, но патриотом. По данным последних социологических исследований, привязанность к Республике Беларусь испытывают 84% граждан.

       В различных жизненных обстоятельствах патриотизм будет проявляться по-разному: самопожертвование во время военных действий или иных экстремальных ситуаций – это высший акт патриотизма, высшее проявление свободы и независимости индивидуальной человеческой личности. И, наоборот, переход на сторону врага есть высшее проявление антипатриотизма – то, что у всех народов называется одинаково: предательство родины, изменничество.

   Справочно.     В ходе социологического исследования, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в начале 2021 года, более половины граждан (50,8%) на вопрос «Что для Вас значит быть патриотом Беларуси?» ответили «Любить Беларусь». Также наиболее часто называемыми ответами являлись «Быть готовым жить и работать только в Беларуси» (31,8%), «Осуществлять активную деятельность на благо Беларуси» (28,4%).

   Беларусь – мирная страна, военная доктрина которой носит сугубо оборонительный характер. Поэтому и стратегия воспитания чувства патриотизма в наших жизненных реалиях соответствующая. Патриотизм может и должен быть связан и с активным трудом на благо страны, и с принятием своей национальной идентичности, и с активным участием в различных сферах общественной жизни. Также должна присутствовать безусловная любовь к своей родине и готовность защищать ее в критических ситуациях.

         Новейшая история наглядно свидетельствует, что государство, неспособное эффективно организовать защиту своих национальных интересов, обеспечить независимость, территориальную целостность, суверенитет и незыблемость конституционного строя либо обречено на полное исчезновение с политической карты мира, либо, оставаясь единым целым в географическом смысле, неминуемо потеряет даже малейшие признаки своей самостоятельности и цивилизационной идентичности.

       Вполне закономерно, что среди основных национальных интересов в военной сфере, определенных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция), на первом месте находится укрепление в обществе чувства патриотизма, готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь. Одновременно в Концепции ослабление патриотизма выделяется среди внутренних источников угроз национальной безопасности.

     Произошедшие в нашей стране постэлекторальные события, когда в условиях реальной попытки реализации сценария государственного переворота часть белорусских граждан не только не выступила в защиту государства, но и поддержала тех, кто пытался дестабилизировать обстановку, на практике подтвердили обоснованность положения Концепции в отношении патриотизма.

       По словам А.Г.Лукашенко, в этой ситуации проявился один из основных недостатков нашего общества – нехватка настоящего патриотизма. «Особенно у наших мужиков. Прежде всего, у тех (видим по студентам), которые не прошли службу в Вооруженных Силах, которые не пробовали этого хлеба. Правда, есть и среди прошедших, но это единицы. Поэтому в патриотическом воспитании у нас большой пробел, его надо ликвидировать», – подчеркнул Президент.

      В чем причина такого положения дел, когда у части граждан понимание патриотизма, ответственности и причастности к защите Отечества оказалось размытым? Есть объективные обстоятельства.  Спокойная и мирная жизнь, а также весомые достижения государства в социальной сфере создали у отдельной части населения восприятие всего достигнутого как данности. Сформировалось потребительское прагматичное отношение к жизни у целого поколения, которое под «зонтиком» сильной власти впитало устойчивую иллюзию того, что можно жить еще лучше, при этом в приоритет превознося свои личные права и забывая об обязанностях.  Кроме того, в общественное сознание части молодежи внедрены миграционные настроения в силу того, что отдельные ее представители не чувствуют своей сопричастности к родной стране. Некоторые молодые люди готовы уехать за рубеж на заработки или учебу, жить вдали от Родины, но они не осознают, что, находясь там, будут не так востребованы, как в родной Беларуси.

        К сожалению, в последние годы понимание патриотизма оказалось размытым, а его главный отличительный признак – бескорыстное служение Отечеству – часто остается за его рамками. Поэтому крайне важен тот вклад в систему патриотического воспитания, который вносят силовые структуры, в том числе Вооруженные Силы, реализующие большое количество мероприятий военно-патриотической направленности, в первую очередь – с учащейся молодежью.

        В условиях беспрецедентного внешнего воздействия, когда осуществляется наращивание Западом военной силы у границ Беларуси, назрела необходимость формирования у граждан страны правильного восприятия складывающейся обстановки. С этой целью предпринимаются усилия, направленные на ее разъяснение в проектах средств массовой информации и сети Интернет с широким привлечением компетентного экспертного состава.

       В то же время важно помнить, что патриотическое воспитание не сводится лишь к его военно-патриотической составляющей. Нельзя упускать из вида и более широкое направление – гражданско-патриотическое.

     Сегодня патриот – врач, инженер, журналист или работник IT-сферы не менее важен, чем патриот в военной форме, ведь каждый специалист должен защищать национальные интересы государства в своей сфере деятельности: экономике, политике, общественной безопасности, науке, образовании, культуре, спорте и т.д. (ведь и сферы национальной безопасности находятся в диапазоне от политической и экономической до военной и информационной).

         По этой причине в систему патриотического воспитания должны быть активно включены и школа, и вузы, и трудовые коллективы, и молодежные общественные объединения, и государственные СМИ, и учреждения культуры.

    В белорусских школах защита и сохранение исторической памяти красной нитью проходит через содержание учебного процесса. История Беларуси от первых поселений и Полоцкого княжества до наших дней призвана выработать у учащейся молодежи «иммунитет» против чуждых идеалов и ценностей.  Белорусские просветители Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Франциск Скорина, Симон Будный – лишь часть известных имен, которые прославили землю белорусскую и заложили фундамент национальной исторической памяти.

        В следующем учебном году произойдет полный переход на новые учебные программы и учебные пособия. Так, учебная программа по истории Беларуси в XI классе предусматривает более детальное рассмотрение проблемы коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны, геноцида белорусского народа. Также большим подспорьем для педагогов станет пособие «История Великой Отечественной войны», разработанное в 2020 году совместно с учеными из Российской Федерации.

      Издание новых учебных пособий по истории Великой Отечественной войны в том числе связано с особой значимостью, которую приобретают сегодня вопросы защиты исторической правды о событиях, развернувшихся 80 лет назад.

         Беларусь заплатила за Великую Победу дорогую цену – население нашей страны сократилось на три миллиона человек. В результате политики геноцида нацистские оккупанты уничтожили сотни тысяч мирных жителей: белорусов, евреев, русских, украинцев и др. Захватчики сожгли и разрушили 209 городов и районных центров, 9200 деревень, 10338 промышленных предприятий. Около 380 тыс. мирных жителей было вывезено на принудительные работы в Германию. В годы оккупации, которая длилась на нашей земле 1101 день, на территории Беларуси функционировало более 200 лагерей смерти, из них 14 детских. Только в Минске и его окрестностях действовало девять «фабрик уничтожения» людей, там лишились жизни более 400 тыс. мирных граждан и военнопленных.

          В годы войны коричневой чуме противостояли на фронтах свыше 1,3 млн. белорусов. На оккупированной врагом территории БССР численность народных мстителей превышала 430 тыс. человек (партизан и подпольщиков). Это были люди, сознательно ставшие на путь вооруженной борьбы, патриоты свой Родины.

        Историю родной страны, ее героические и трагические страницы, культурные традиции должен знать каждый белорус. В соответствии с Резолюцией VI Всебелорусского народного собрания ведется работа над государственной программой патриотического воспитания населения. Данная программа будет реализовываться во всех сферах (информационной, в сфере культуры, религии, образования и т.д.), со всеми категориями граждан, на всех этапах их жизненного пути, всеми доступными формами и методами с использованием самых современных технологий.

  Согласно Конституции Республики Беларусь, историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны. И, как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «наши главные задачи в сфере культурной политики состоят в том, чтобы поддерживать патриотическую линию в белорусской культуре, создавать условия для развития ее традиционных и современных направлений».

       Историко-культурное наследие Беларуси представляет собой совокупность наиболее отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей
Республики Беларусь (далее – Госсписок).

      В Госсписок, который ежегодно расширяется, включены наиболее значимые объекты наследия (памятники археологии, архитектуры и градостроительства, истории, искусства, нематериальные проявления творчества человека (обычаи, традиции, обряды)).

  Справочно.  Сегодня Госсписок насчитывает более 5,6 тыс. историко-культурных ценностей, среди которых: памятников археологии – 2248, памятников архитектуры – 1804, памятников истории – 1215, нематериальных проявлений творчества человека – 152, движимых материальных историко-культурных ценностей – 104, памятников искусства – 66, памятников градостроительства – 11, заповедных мест – 4.

  Охрана историко-культурного наследия – обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе. Материальные и духовные ценности общества являются объектами национальной безопасности Беларуси и приоритетными направлениями культурной политики нашей страны.

     Последние два с половиной десятилетия Республика Беларусь активно занимается восстановлением архитектурного наследия, вкладываются колоссальные ресурсы на его поддержание и сохранение.

      Проведена большая работа по реставрации и восстановлению сотен объектов историко-культурного наследия с целью поддержания их надлежащего технического состояния, приспособления под новые функции и вовлечения их в туристический и культурный оборот. На государственном уровне эти задачи решаются в рамках ряда государственных программ и локальных инвестиционных проектов. Кроме того, мероприятия по охране историко-культурного наследия, в том числе ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях, финансируются за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры.

  Справочно.  За период независимости Беларуси за счет государственных средств восстановлены и получили новые социально-экономические функции сотни объектов наследия. В числе последних – здание «Беларусьфильма» (2017), стадион «Динамо» в Минске (2018), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (2019), объекты Брестской крепости, обелиск «Минск – город-герой» (2020) и др.  Восстановлены и приспособлены под музейные функции всемирно известные замковые комплексы в г.п.Мир (2010) и г.Несвиже (2011). Создание музейных учреждений на базе отреставрированных объектов ЮНЕСКО существенно повлияло на экономику регионов, привлечение инвесторов и развитие туристической инфраструктуры.

  Справочно.

  Появились новые туристические объекты. Только за последние два года завершены работы по созданию археологического музея-скансена в д.Каменюки Каменецкого района (2020), а также музея под открытым небом в археологическом комплексе «Юровичи» в Калинковичском районе (2020), завершена реконструкция дворца Пусловских в г.п.Коссово Ивацевичского района (2020), Лидского замка (2020), Гольшанского замка (2021), форта № 5 в составе фортификационных сооружений Брестской крепости (2020), мемориального комплекса «Рыленки» в д.Рыленки Дубровенского района (2020).

        Благодаря активности государства в последние годы увеличилось присутствие белорусских объектов в списках Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ответственное отношение Республики Беларусь по сохранению своего наследия высоко оценена международной общественностью, что подтверждено статусом ЮНЕСКО.

  Справочно. В частности, в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены:

в 1992 году Беловежская пуща (памятник природы);

в 2000 году – замковый комплекс «Мир» (г.п.Мир Кореличского района);

в 2005 году – архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже (Минская область) и Дуга Струве (Брестская и Гродненская области).

  В Предварительный Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены Августовский канал, Спасо-Преображенская церковь и Софийский собор в Полоцке, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, культовые сооружения оборонного типа, деревянные церкви Полесья.

Республика Беларусь стала одной из стран, ратифицировавших в 2006 году Конвенцию об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

  Справочно.  В Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены: праздничный рождественский обряд «Колядные цари» в деревне Семежево Копыльского района, «Торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской» (Будславский фест)» в аг.Будслав Мядельского района, весенний обряд «Юрьевский хоровод» в д. Погост Житковичского района, «Культура бортничества Беларуси и Польши».

  В 2021 году Министерством культуры направлено в Секретариат Конвенции по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО досье по элементу нематериального историко-культурного наследия «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» и начата подготовка очередной номинации «Белорусское искусство вытинанки».

        В целях популяризации историко-культурного наследия Министерством культуры в 2020 году создан поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» (gosspisok.gov.by), который является информационным ресурсом, позволяющим любому пользователю быстро находить информацию об историко-культурных ценностях, в том числе через мобильные приложения.

     

Уникальным проектом, приуроченным к 80-летию начала Великой Отечественной войны, является передвижной музей «Поезд Победы», который будет курсировать по Беларуси с 11 по 28 июня 2021 года. Данный проект представляет собой интерактивную экспозицию, основанную на «эффекте присутствия». Состав поезда включает 12 вагонов, 9 из которых – экспозиционные. Экспозиция одного из вагонов посвящена подвигу защитников Брестской крепости – участникам героической обороны, солдатам и командирам Красной Армии, а также женщинам и детям – членам семей военнослужащих, принявших на себя первый удар вражеских войск.

  Справочно.

  Символично, что «Поезд Победы» в годовщину начала Великой Отечественной войны будет находиться в Бресте.

  С 11 по 13 июня 2021 г. экспозиция находилась в Минске, 14–15 июня ее смогли посетить жители Орши, 16–17 – жители Витебска, 18 июня поезд сделает остановку в Полоцке, 19–20 июня – в Гродно. В Бресте Поезд будет находиться с 21 по 24 июня. Далее по маршруту – Гомель (25–26 июня) и Могилев (27–28 июня).

 Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Национальной академии наук Беларуси, Министерства культуры Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», материалов БелТА и «СБ Беларусь сегодня».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.