Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА И ЕЕ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Дата: 13 апреля 2022 в 10:39

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА  И  ЕЕ  МЕСТО   

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

         Однозначного подхода к определению игры не существует. Одни ее называют видом деятельности, другие - методом обучения, формой обучения, средством обучения. Дидактическая игра относится к разряду игр с правилами. Ее сущность - решение умственных задач через занимательные практические действия.

        Почему так важно в работе с детьми дошкольного возраста использовать дидактическую игру?

1.Игра (по периодизации развития личности, разработанной Д.Б.Элькониным) - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности в определенный период развития личности выступает тот, участие в котором приводит к появлению новообразований в психике. Он «ведет» за собой развитие. И, следовательно, эффективность развития, а значит, и обучения, и воспитания будет зависеть от того, в достаточной ли степени детям обеспечено участие в ведущем виде деятельности.  Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, так как она соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

2. Дидактическая игра - это, прежде всего, обучающая игра. С ее помощью усваиваются программные представления, формируются умения и навыки. Дидактическая игра не только обучает, но и развивает интеллект, волю, эмоции, познавательные процессы.

3. Дидактическая игра позволяет смягчить переход от одного ведущего вида деятельности к другому. Все дети хотят идти в школу. Когда мы спрашиваем, как ты будешь учиться, ответ всегда один: «На отлично». Никто из ребят не сомневается в том, что их ожидает успех. Но проходит время - и многие из них согласны не ходить в школу. Каковы причины такого явления? Прежде всего - несоответствие методов обучения, используемых учителями, возрастными и психологическими особенностями шестилетних первоклассников. Переходной формой от игры к учебе и является дидактическая игра, которая органично сочетает и игру, и учебу.

4.   Дидактическая игра способствует совершенствованию педагогического общения. В игре педагог выполняет различные роли: инициатор, руководитель, судья, рядовой игрок. Сближаются позиции воспитателя и детей, между ними растет взаимопонимание.

Какова структура дидактической игры?

  1. Дидактическая задача - это цель, т.е. то, что собираемся сформировать у детей, используя эту игру.
  2. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность: мир звуков, чисел, растений и животных, профессиональная деятельность взрослых, бытовые дела и т.д.
  3. Правила - это требования к деятельности, взаимоотношениям, поведению детей. Если дидактическая задача отражает обучающую направленность игры, то правила - её воспитательную составляющую. Именно правила позволяют реализовать воспитательный потенциал игры.
  4. Игровые действия - это операции, которые ребенок совершает в игре: отбор и группировка карточек, хлопки в ладоши, бросание и ловля мяча, закрывание глаз и др. Именно игровые действия составляют основу игры. Есть игровое действие - есть игра, нет игрового действия - нет игры, есть дидактическое упражнение.

         Если рассматривать структурные компоненты игры с точки зрения интереса к ним, то для педагога важна дидактическая задача (что я сформирую у детей в этой игре?). Детей же интересует, прежде всего, игровое действие (что я буду делать в этой игре?).  воспитатель может самостоятельно создавать собственные дидактические игры. К дидактической задаче, которая заложена в учебной программе, необходимо подобрать интересное игровое действие, которое послужит мотивом деятельности, вызовет желание решить поставленную задачу.

      Что может служить игровым действием?

- игровое манипулирование предметами. Суть данной формы игрового действия в том, что дети складывают, отбирают, классифицируют геометрические фигуры, предметные карточки, игрушки и т.д. Например, положить большую ягоду в большую корзину, а маленькую ягодку - в маленькую.

- поиск и находка. Игровое действие направлено на нахождение заданного условиями игры цвета, формы, размера, фигуры, буквы и т.д. Общее название игр, в которых используется данная форма реализации игрового действия, - «Найди такой же…». Однако они могут называться иначе. Например, в игре «Привяжи шарик к ниточке» дидактическая задача - формировать умение распознавать цвет предмета.

- загадывание и отгадывание. Основной признак загадки - завуалированное описание чего-либо, которое нужно раскрыть, расшифровать и доказать.

- выполнение ролей. Дети любят ролевое участие в игре, они постоянно находятся в образе кого-либо, им нравятся игры-драматизации. В дидактических играх часто кто-то из детей выполняет одну роль, все остальные - другую.  Например, в игре «Почтальон» кому-то достается роль почтальона, а все остальные играют роль адресатов - получателей корреспонденции.

- соревнование. Эта форма реализации игрового действия присутствует в играх под общими названиями «Кто быстрее?», «Кто больше?». Соревнование может быть индивидуальным, между парами и группами детей.

- особое игровое движение. Данная форма реализации проявляется в выполнении какого-либо физического движения (хлопки, прыжки, приседания и т.д.).

- ожидание и неожиданность. Ярким примером данной формы реализации игрового действия может служить игра «Чудесный мешочек».

- игровой зачин. Это буквально одно предложение, например, «К нам пришла телеграмма (посылка, письмо) от Чебурашки». Дальше может идти дидактическое упражнение - просьба о помощи, высказанная сказочным героем, придает ему игровой характер.

        Дидактическая игра - не средство развлечения, а метод обучения, поэтому ее дидактическая задача должна соответствовать цели занятия.

     Педагогическое руководство до игры:

  1. Определить дидактические задачи игры, ее место и роль в образовательном процессе, взаимосвязь с другими методами;
  2. Продумать объяснение правил и хода игры, подготовить необходимое игровое оборудование;
  3. Продумать индивидуальную работу с детьми в процессе игры.

 Педагогическое руководство в ходе игры:

  1. Кратко, чётко и понятно объяснить правила и ход игры, показать образец действия;
  2. Следить за соблюдением правил, не исключать того, кто ошибся или нарушил их;
  3. Не заставлять играть, а поощрять, хвалить тех, кто это делает хорошо;
  4. Подводить итог игры.

          Игра - способ познания окружающего. Игра обучает! В процессе игры усваиваются необходимые представления, формируются умения и навыки. Игра развивает! В игре развиваются основные психические процессы - восприятие, память, мышление, воображение. Игра обеспечивает усиленную мотивацию к деятельности. Она вносит интерес и разнообразие в образовательный процесс. Игра воспитывает! Через принятие и соблюдение правил у детей формируется способность сдерживать желания, управлять своим поведением. Игра учит взаимодействию и общению,  развивает связную речь, обогащает словарный запас.

Литература:                                                                                                                                                                               1.Игра в жизни дошкольника. Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Мозырь:2014.                                                                                                                                                               

2.Максимук, Н. Ещё раз об игре! // Пралеска. 2016.  - № 09.- с.31-33.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.