ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКОГО ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
Детский стоматологический приём сопряжён с рядом трудностей, связанных с поведением детей и их родителей. Врач в этом случае должен организовать работу так, чтобы лечение прошло эффективно, а ребенок приобрел либо закрепил позитивное отношение к стоматологии.
Основной проблемой стоматологического приёма является то, что большинство врачебных манипуляций кажутся или являются агрессивными. В ходе стоматологического приёма ребёнок может встретить до 60(!) видов раздражителей, ассоциирующихся с угрозой для безопасности: зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильных и т.д. Поэтому маленький пациент зачастую активно протестует. На уровень тревожности ребёнка влияет стиль воспитания в семье. Дети авторитарных родителей часто подчиняются принуждению и подавляют свои протестные реакции, но при этом у них формируется страх, заставляющий уклоняться от стоматологического лечения в будущем. Дети сверхзаботливых родителей капризны, авторитетных – хорошо сотрудничают с врачом.
Чтобы установить психологический контакт с ребёнком и обеспечить качественное лечение, врач-стоматолог должен учесть ряд факторов: возраст, стадию индивидуального и эмоционального развития, темперамент, тип поведения ребёнка во время стоматологического приёма, тип родительских отношения.
Известно, что ребенку передаются эмоции людей, которым он доверяет (родных, друзей), поэтому негативные стоматологические настроения в семье и особенно у матери являются наиболее распространенными причинами для возникновения стоматологической тревожности у детей.
Для достижения успеха врач-стоматолог должен иметь основы знаний возрастной и семейной психологии, владеть различными методами управления поведением детей в ходе стоматологического лечения.
Присутствие родителей в кабинете во время проведения стоматологических процедур может иметь положительные и отрицательные эффекты. Положительные основаны на поддержании чувства защищённости у ребёнка, создании положительного отношения к врачу, поддержании мотивации к лечению. Отрицательные заключаются в повышении тревожности ребёнка при негативном отношении родителей к стоматологии, невозможности психологического контакта с ребёнком при жёстком давлении на него родителей, разделении внимания ребёнка между врачом и родителями.
Участие авторитетных родителей в приёме помогает работе врача, тогда как вмешательство безответственных, сверхзаботливых, авторитарных и агрессивных может внести серьёзные помехи. Дети младше трёх лет всегда нуждаются в присутствии родителей. Дошкольники обычно хотят, чтобы родители находились рядом, младшие школьники могут спокойно остаться в кабинете и без них.
Психологическими методами управления поведения ребенка являются предварительная подготовка к приёму, пошаговое обучение, техника «рассказываю – показываю – делаю».
Предварительная подготовка имеет целью создание у ребёнка нейтральных или позитивных стоматологических ожиданий, предупреждение негативных настроений.
Пошаговое обучение тому, как можно справляться с предстоящими новыми, потенциально пугающими процедурами инструментами, способствует формированию спокойного отношения детей к стоматологическому лечению. План вмешательств стоматолог составляет с учётом их нарастающей стрессогенности.
Методика «рассказываю – показываю – делаю» является главным инструментом пошагового обучения и остаётся одной из важнейших в управлении поведением ребёнка. Эта техника основана на серии последовательных контактов с пациентом, играет важную роль в обеспечении спокойствия ребёнка, помогает устранить тревожную неизвестность, снизить степень неожиданности при лечении. Ассистенты врача и стоматолог шаг за шагом рассказывают, показывают и объясняют ребенку проводимые процедуры. Даже когда врач работает во рту пациента, ребёнок должен видеть как можно больше. Только когда он видит и понимает, что происходит, можно достигнуть хороших результатов.
При первом общении с ребёнком детскому стоматологу нужно помнить о том, что его поведение убеждает сильнее, чем разговоры. Очень важно установить зрительный контакт и поговорить с ребёнком: этим мы ему сообщаем, что он самый важный в этой ситуации. Обязательной должна быть похвала во время и по окончании лечения, желательна награда, подарок. Формируя поведение ребенка на приёме, детский стоматолог устанавливает чёткие «правила игры»: ребёнок – уважаемая, но подчинённая врачу личность.
Успешное и качественное лечение ребёнка у стоматолога возможно при тесном взаимодействии и сотрудничестве в «треугольнике детской стоматологии», объединяющем ребенка, его родителей и стоматологический персонал.