ЗАНЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя такое важное направление в работе как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие. Обучение на уровне дошкольного образования - целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями.
Занятие - это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, четко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребенка дошкольного возраста.
Отличительной чертой занятия является наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи и учебного действия, обязательного участия взрослого, его контроль и оценки (но не отметки).
Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворение их познавательных потребностей.
Занятия классифицируются:
- по количеству обучаемых (индивидуальные, подгрупповые, групповые);
- по дидактическим задачам (усвоение нового, закрепление ранее приобретенного опыта, творческое применение представлений, умений и навыков);
- по содержанию дошкольного образования (доминантное (изодеятельность, музыкальное, физкультурное, природа и другие образовательные области), интегрированные (объединение содержания нескольких образовательных областей)).
Занятие имеет четко выраженную структуру. Структура – это логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих его целостность. Структура занятия строится с учетом содержания учебного материала, методов обучения, отражающих логику процесса и направленных на достижение поставленной цели. В любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей и призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность, мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др., вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность, создать эмоциональный настрой, раскрыть познавательную задачу. На этом этапе на основе объяснения и показа педагогом способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо действовать самому, в какой последовательности выполнять задания, к каким результатам стремиться.
Ход занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определены учебной задачей. Основная часть направлена на организацию внимания, объяснение, рассказ, показ, наблюдение и другие методы, на оценку отдельных моментов работы. На данном этапе занятия методы и приемы индивидуализируются и дифференцируются в соответствии с темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка или группы детей. Успешное формирование познавательной деятельности зависит от внутренней мотивации самого ребенка: «интересно», «хочу узнать, сделать сам».
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, что свидетельствует о его продвижении вперед, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей, от сложности учебной задачи.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности, индивидуальную работу.
В структуре занятия не предусмотрена проверка усвоения детьми представлений, умений и навыков. Это можно узнать через использование метода наблюдения во время занятия, в нерегламентированной деятельности, через анализ продуктов детской деятельности.
В деятельности педагога на занятии главным является организация познавательной активности воспитанников. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» представлений об объекте или явлении природы, создаёт ситуацию «открытия».
Занятие направлено на достижение определённого результата. Оптимальный результат — продуктивность деятельности — соотношение между результатом и затратами. Планируя занятие, необходимо определить его цель.
Цель — краткая, позитивная формулировка того, какой положительный результат будет получен, если решить задачи. Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психологическим и физическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, корректно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.
Задача — путь достижения цели (решение задач обеспечивает достижение желаемого результата).
Развивающие задачи могут включать в себя: развитие речи, например: обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания речи, совершенствование её коммуникативных качеств и др.; развитие мышления, например: формирование умений осуществлять необходимые мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.), развитие памяти, воображения, восприятия, внимания; развитие двигательной сферы: сноровки, соразмерности движений, двигательных действий; развитие сенсорной сферы: глазомера, точности, тонкости различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировки во времени и пространстве.
Решение обучающих задач предусматривает формирование представлений; выработку специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков.
Воспитательные задачи предполагают оказание определённого воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала, а также решаются проблемы, складывающиеся на занятии в детском коллективе.
Каждый компонент занятия следует рассматривать прежде всего с точки зрения того, каков его вклад в достижение триединой цели. Разделение программных задач на обучающие, воспитательные и развивающие в работе с детьми дошкольного возраста чисто условно, т.к. они выступают в единстве.
В образовательном процессе учреждения дошкольного образования могут использоваться и развивающие, и обучающие занятия. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. На развивающем, используя ранее приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспериментальная деятельность. Однако, такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способностей к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребёнка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.
В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:
- На усвоение новых представлений.
Цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы.
- На закрепление и систематизацию накопленного опыта детей.
Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.
- Комбинированный (смешанный).
Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.
При планировании занятий и формулировании задач необходимо учитывать основные этапы усвоения детьми представлений, формирования навыков и умений: восприятие — понимание и осмысление — запоминание — применение по образцу — применение в творческих условиях (новых, в самостоятельной деятельности).
Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели, возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы. Оно должно быть доступным, мотивированным (Для чего? Чтобы помочь, преодолеть, найти и др.), научным (достоверным), логично выстроенным, наглядным, достаточного объёма, дифференцированным в соответствии с потребностями и задатками детей, не перегруженным терминами, дополнительной информацией, не содержать более двух новых понятий. Содержание должно постепенно усложняться, осуществлять связь новых представлений с уже имеющимися, возвращение к пройденному материалу, но на новой, более богатой основе.
Реализация содержания учебной программы обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.
Литература:
Василенко, Н., Котенева, Л. Занятие как форма организации образовательного процесса./ / Пралеска. – 2016. - № 8. – С.31-33.