Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 10 января 2003 г. N 2/923
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 января 2003 г. N 174-З
О ДЕКЛАРИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ПО ТРЕБОВАНИЮ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Принят Палатой представителей 4 ноября 2002 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2002 года
(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 N 16-З)
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы декларирования гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь (далее, если не установлено иное, - физические лица), доходов и имущества по требованию налоговых органов и направлен на обеспечение защиты экономических интересов государства, выявление доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения.
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
декларируемый период - период, за который физическим лицом представляется декларация о доходах и имуществе;
доходы - любые денежные средства, в том числе займы (за исключением коммерческих займов), а также иное имущество, полученные физическими лицами от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций;
имущество - недвижимые и движимые вещи (включая денежные средства и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством;
объект, не завершенный строительством, - капитальное строение (здание, сооружение) и иное имущество, строительство которых разрешено в соответствии с актами законодательства, но не завершено (строительство которых продолжается, приостановлено, прекращено или законсервировано) или строительство которых завершено, но эти объекты не зарегистрированы в порядке, установленном актами законодательства;
расходы - любые денежные средства и иное имущество физических лиц, направленные ими на приобретение имущества, оплату работ, услуг, а также использованные на иные цели.
Статья 2. Законодательство о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов
Законодательство о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов (далее, если не установлено иное, - декларирование).
Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при:
декларировании доходов и имущества физическими лицами, выдвинутыми кандидатами в Президенты Республики Беларусь, их супругами и совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство;
декларировании доходов и имущества физическими лицами, выдвинутыми кандидатами в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов;
декларировании доходов и имущества физическими лицами в случаях, предусмотренных статьями 28 - 32 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года "О борьбе с коррупцией" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2303);
декларировании доходов физическими лицами при регистрации их в качестве безработных;
представлении физическими лицами налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц.
Статья 4. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом
Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
физические лица, осуществляющие декларирование;
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
От обязанности декларировать доходы и имущество освобождаются не являющиеся гражданами Республики Беларусь:
главы, а также дипломатический персонал дипломатических представительств иностранных государств;
главы, а также консульские должностные лица консульских учреждений иностранных государств;
главы, а также должностные лица представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;
административно-технический персонал дипломатических представительств иностранных государств, консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;
обслуживающий персонал дипломатических представительств иностранных государств, консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;
иные физические лица, доходы и имущество которых не подлежат декларированию в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Статья 5. Доходы, подлежащие декларированию
Декларированию подлежат доходы физических лиц, полученные в декларируемый период от источников в Республике Беларусь, а также от источников за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено частью пятой статьи 6 настоящего Закона и иными законодательными актами.
Декларированию подлежат доходы в виде займов (за исключением коммерческих займов), полученных в период, предшествующий декларируемому периоду, и не возвращенных на дату представления декларации о доходах и имуществе. Такие доходы указываются в размере полученных займов.
Доходы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, подлежат декларированию независимо от того, являются ли они объектом налогообложения или освобождены от налогообложения в соответствии с законодательными актами.
Статья 6. Имущество, подлежащее декларированию, и определение его стоимости. Доходы и имущество, не подлежащие декларированию
Декларированию подлежат находящиеся в собственности физических лиц на дату представления декларации о доходах и имуществе:
земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части;
транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания, воздушные суда;
доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, - две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения;
иное имущество, стоимость единицы которого превышает две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, - две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения, за исключением имущества, указанного в части пятой настоящей статьи.
Декларированию также подлежат принадлежащие физическим лицам на дату представления декларации о доходах и имуществе:
доли в праве собственности на имущество, указанное в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи;
доли в праве собственности на имущество, указанное в абзацах четвертом и пятом части первой настоящей статьи, если их стоимость превышает пределы, установленные соответствующими абзацами части первой настоящей статьи.
Стоимость декларируемого имущества (в том числе доли в праве собственности на имущество) указывается физическим лицом в декларации о доходах и имуществе в размере денежных средств, фактически израсходованных на его приобретение, а для капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, объектов, не завершенных строительством, в том числе если строительство (реконструкция) осуществлялось без привлечения застройщика или подрядчика, - в размере денежных средств, направленных на их строительство (реконструкцию). Если имущество (в том числе доля в праве собственности на имущество) получено физическим лицом безвозмездно, в наследство либо по сделкам, не предполагающим проведения расчетов, стоимость такого имущества (в том числе доли в праве собственности на имущество) в декларации о доходах и имуществе не указывается.
При определении стоимости декларируемого имущества (в том числе доли в праве собственности на имущество) положения законодательства об оценочной деятельности не применяются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
денежные средства, находящиеся в собственности физических лиц, в том числе размещенные физическими лицами на счета и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь (включая проценты по ним), их выдача, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в банки Республики Беларусь;
вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов;
товары, полученные в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров;
доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;
скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг);
облигации (включая купонный или процентный доход по ним), векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности физических лиц, за исключением ценных бумаг, указанных в абзаце четвертом части первой настоящей статьи.
Статья 7. Требование налогового органа о представлении декларации о доходах и имуществе
Декларация о доходах и имуществе представляется физическим лицом по письменному требованию налогового органа:
при наличии в налоговом органе информации о превышении стоимости имущества, принадлежащего физическому лицу, и расходов этого лица над его доходами, полученными из законных источников, в размере не менее 250 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день установления такого превышения;
на основании письменного запроса органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов прокуратуры и Следственного комитета Республики Беларусь (в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях);
в иных случаях по решению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей.
Требование о представлении декларации о доходах и имуществе имеют право предъявлять от имени налоговых органов Министр по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместители, начальники инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их заместители (далее - руководитель налогового органа).
В случаях, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, письменный запрос об истребовании декларации о доходах и имуществе в налоговый орган имеют право направлять от имени:
органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь - Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и их заместители, начальники органов финансовых расследований и их заместители, председатели межрайонных комитетов государственного контроля и их заместители;
органов внутренних дел - Министр внутренних дел Республики Беларусь и его заместители, начальники территориальных органов внутренних дел и их заместители;
органов государственной безопасности - начальники органов государственной безопасности и их заместители;
органов прокуратуры - Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители, прокуроры областей, города Минска, районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители;
Следственного комитета Республики Беларусь - Председатель Следственного комитета Республики Беларусь и его заместители, начальники управлений Следственного комитета Республики Беларусь по областям и городу Минску и их заместители, начальники районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета Республики Беларусь и их заместители.
Налоговый орган вправе требовать представления декларации о доходах и имуществе за полный календарный год, предшествующий году, в котором направляется физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, и за полные календарные месяцы текущего календарного года, предшествующие месяцу, в котором направляется физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе.
Декларация о доходах и имуществе представляется в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вручения физическому лицу требования о представлении декларации о доходах и имуществе.
Порядок направления налоговым органом физическому лицу требования о представлении декларации о доходах и имуществе устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
В случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь, срок представления декларации о доходах и имуществе может быть перенесен руководителем налогового органа, истребовавшего декларацию о доходах и имуществе, по обращению физического лица, а также требование о представлении декларации о доходах и имуществе может быть отменено.
Декларация о доходах и имуществе может быть представлена физическим лицом лично, через представителя либо по почте. При направлении декларации о доходах и имуществе по почте днем ее представления является дата почтового отправления.
Статья 8. Декларирование доходов и имущества несовершеннолетних, а также физических лиц, ограниченных судом в дееспособности или признанных судом недееспособными
Декларирование доходов и имущества:
несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет (малолетнего) осуществляется одним из его законных представителей (родителем, усыновителем (удочерителем) или опекуном). В случае расторжения брака родителями, усыновителями (удочерителями) декларирование доходов и имущества несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет (малолетнего) осуществляется тем родителем, усыновителем (удочерителем), с которым остался проживать такой несовершеннолетний;
несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением физического лица, которое приобрело дееспособность в полном объеме в результате эмансипации или заключения брака, осуществляется этим несовершеннолетним с письменного согласия одного из его законных представителей (родителя, усыновителя (удочерителя) или попечителя);
физического лица, ограниченного судом в дееспособности, осуществляется этим лицом с письменного согласия его попечителя;
физического лица, признанного судом недееспособным, осуществляется его опекуном.
Статья 9. Форма декларации о доходах и имуществе и порядок ее заполнения
Декларация о доходах и имуществе представляется по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Бланки декларации о доходах и имуществе выдаются налоговым органом, истребовавшим декларацию о доходах и имуществе, бесплатно.
заполнения декларации о доходах и имуществе устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
В декларации о доходах и имуществе физическое лицо может указать сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов, за счет которых приобретено (получено) имущество, указанное в декларации о доходах и имуществе, а также за счет которых произведены расходы, суммы которых указаны в требовании о представлении декларации о доходах и имуществе.
Статья 10. Права и обязанности физического лица при декларировании
Физическое лицо имеет право на:
получение на безвозмездной основе в налоговом органе, истребовавшем декларацию о доходах и имуществе, консультации о форме и содержании представляемых документов и порядке заполнения декларации о доходах и имуществе;
представление своих интересов в налоговых органах самостоятельно или через представителя;
получение на безвозмездной основе в организациях и у индивидуальных предпринимателей, являющихся источником выплаты (выдачи) дохода либо обладающих соответствующей информацией, справки о суммах выплаченного (выданного) дохода, в том числе о стоимости переданного имущества;
возмещение убытков (вреда), причиненных ему неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами налоговых органов своих обязанностей;
представление уточненной декларации о доходах и имуществе в налоговый орган, проводящий проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации о доходах и имуществе, до составления этим налоговым органом акта камеральной проверки физического лица;
получение на безвозмездной основе в налоговом органе, истребовавшем декларацию о доходах и имуществе, информации о результатах контроля в сфере декларирования.
Физическое лицо обязано:
представлять декларацию о доходах и имуществе в порядке, установленном законодательством о декларировании;
представлять пояснения об источниках доходов в порядке, установленном законодательством о декларировании;
не препятствовать осуществлению налоговым органом контроля в сфере декларирования.
Статья 11. Контроль в сфере декларирования
Контроль в сфере декларирования осуществляется в форме камеральной проверки в порядке, установленном Советом Министром Республики Беларусь, с учетом требований Налогового кодекса Республики Беларусь, настоящей статьи, статей 12 и 13 настоящего Закона.
При проведении камеральной проверки налоговый орган имеет право получать от других государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей на безвозмездной основе информацию о полученных физическим лицом доходах, а также о находящемся в его собственности имуществе, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственным секретам или иной охраняемой законом тайне.
Контроль в сфере декларирования осуществляется на основании сведений, указанных физическим лицом в декларации о доходах и имуществе, и информации, имеющейся в налоговом органе.
Налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица за полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, за который (которые) истребована декларация о доходах и имуществе, а также за десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе. В случае, если заявленные физическим лицом доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого физического лица проводится налоговым органом также за период начиная с года, в котором получены такие доходы.
При сопоставлении сумм расходов и доходов физического лица к его расходам относятся денежные средства на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья физического лица и обеспечения его жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В случае несогласия физического лица с размером таких расходов физическое лицо сообщает об этом в налоговый орган в письменной форме, а расходы на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья физического лица и обеспечения его жизнедеятельности, учитываются налоговым органом в размере денежных средств, фактически израсходованных физическим лицом на эти цели.
Если налоговым органом при осуществлении контроля за соответствием расходов доходам физического лица установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, указанные в декларации о доходах и имуществе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов. Указанное требование составляется в письменной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр требования вручается физическому лицу лично под роспись либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении. Второй экземпляр требования хранится в налоговом органе, истребовавшем пояснения об источниках доходов.
Пояснения об источниках доходов должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в письменной форме в течение тридцати календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений об источниках доходов. Пояснения об источниках доходов, представленные физическим лицом по истечении такого срока, налоговым органом не учитываются. Указанный срок продлевается на период временной нетрудоспособности физического лица или нахождения его за пределами Республики Беларусь при документальном подтверждении такого периода.
Пояснения об источниках доходов должны содержать сведения об источнике дохода (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, место его жительства (если сведения о месте жительства имеются), наименование юридического лица, место его нахождения), о размере и дате (периоде) получения дохода, а также при наличии иные сведения об источнике дохода.
Если физическим лицом не представлены пояснения об источниках доходов в порядке, срок и объеме, установленных частями седьмой и восьмой настоящей статьи, или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами.
Статья 12. Особенности осуществления контроля в сфере декларирования при непредставлении декларации о доходах и имуществе
В случае получения физическим лицом требования о представлении декларации о доходах и имуществе и непредставления декларации о доходах и имуществе в течение тридцати календарных дней со дня наступления установленного срока ее представления налоговый орган вправе осуществлять контроль в сфере декларирования на основании имеющейся в налоговом органе информации о доходах, имуществе и расходах физического лица без истребования декларации о доходах и имуществе.
Сопоставление сумм расходов и доходов физического лица в случае, указанном в части первой настоящей статьи, проводится на основании информации, имеющейся в налоговом органе. Период, за который налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица, представляет собой полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, предшествующий (предшествующих) месяцу, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, а также десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено такое требование, если иное не установлено частью шестой настоящей статьи.
Если налоговым органом при осуществлении контроля за соответствием расходов доходам физического лица установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, информация о которых имеется в налоговом органе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов. Указанное требование составляется в письменной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр требования вручается физическому лицу лично под роспись либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении. Второй экземпляр требования хранится в налоговом органе, истребовавшем пояснения об источниках доходов.
Пояснения об источниках доходов должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в письменной форме в порядке, срок и объеме, установленных частями седьмой и восьмой статьи 11 настоящего Закона.
Физическое лицо, получившее требование о представлении пояснений об источниках доходов, вправе в срок, установленный частью седьмой статьи 11 настоящего Закона, представить в налоговый орган документы, подтверждающие данные им пояснения, а также пояснения в письменной форме и (или) документы о расходах и их размере, если такие расходы не понесены или понесены им в размере, отличном от размера расходов, информация о которых имеется в налоговом органе.
В случае, если физическим лицом в пояснениях об источниках доходов заявлены доходы, полученные в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого физического лица проводится налоговым органом также за период начиная с года, в котором получены доходы, указанные в таких пояснениях.
Если физическим лицом не представлены пояснения об источниках доходов в порядке, срок и объеме, установленных частями седьмой и восьмой статьи 11 настоящего Закона, или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами.
Статья 13. Срок осуществления контроля в сфере декларирования
Срок осуществления контроля в сфере декларирования не может превышать тридцати рабочих дней.
Течение указанного срока начинается со дня, следующего за днем представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе, а при осуществлении контроля в сфере декларирования в порядке, установленном статьей 12 настоящего Закона, - по истечении тридцати календарных дней со дня наступления установленного срока представления декларации о доходах и имуществе.
Проведение камеральной проверки может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств - не превышающий шести месяцев), при наличии следующих обстоятельств:
направлении физическому лицу требования о представлении пояснений об источниках доходов;
направлении запроса в государственные органы, иные организации и индивидуальным предпринимателям, в том числе в компетентные органы иностранных государств;
невозможности проведения камеральной проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине проверяемого физического лица.
Период, на который приостановлена камеральная проверка, не включается в общий срок проведения камеральной проверки. О приостановлении камеральной проверки письменно уведомляется проверяемое физическое лицо.
По решению руководителя налогового органа срок проведения камеральной проверки может быть однократно продлен, но не более чем на пятнадцать рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |