КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НЕЗНАКОМЦА
Вот наилучшее определение незнакомца, которому вы можете научить малыша в возрасте до 5 лет: «Незнакомец – это тот, кого мы не знаем». Вы слышите, как спокойно и не тревожащее это звучит? Ваша цель – научить ребенка замечать незнакомцев. В основном обучение на этой стадии касается различия между семьей, родственниками, друзьями и незнакомцами. Позже вы научите ребенка отличать знакомых от друзей. Каждому ребенку необходимо научиться делать это, но только когда он подрастет. На данном же этапе важнее всего передать вашему дошкольнику знания о том, «кто есть кто» в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.
ВМЕШАТЬСЯ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ
В возрасте 3-5 лет дети очень доверчивы. Вот почему вам необходимо активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости от посторонних. Для малышей до пяти лет наилучшая защита – быть рядом с ним и активно устанавливать границы, которые ваш ребенок, возможно, не может еще определить сам.
Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большому риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения. Ласковых детей необходимо подталкивать к тому, чтобы они пользовались также словами.
НАЗОВЕМ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА
В трехлетнем возрасте дети могут начать называть свои части тела и могут усвоить, какие из них интимны. Это важный навык. С дошкольного возраста мы начинаем учить их «бессознательному» языку, включающему слова наподобие интимных органов. Мы хотим, чтобы они смогли определять и называть все части своего тела не стесняясь. Это означает, что мы должны научить произносить слова, обозначающие интимные органы также спокойно, как они сказали бы «локоть», «нос». Мы сами передаем им уровень комфорта и малыши действуют под стать нам, обучаясь чувствам смущения или беззастенчивости самостоятельно.
Все малыши должны уметь определять части своего тела по мере построения своего словаря и общего развития. Кроме того, есть еще одна причина для затрат вашей энергии на обучение малышей построению «словаря тела»: в случае домогательства ваш ребенок сумеет точно определить, какие части его тела подверглись насилию. Ребенок должен без колебаний суметь сказать родителям, что кто-то пытался его потрогать за интимные части тела или показывал свои половые органы. Если ребенка не обучили соответствующим словам или внушили, что определенные части тела нельзя упоминать, то он может утаить случившееся и родители не смогут ему помочь.
В чем разница между «хорошо» и «плохо»?
Чтобы помочь детям лучше понять, кому позволено трогать их интимные органы, необходимо научить их разнице между «хорошими» и «плохими» прикосновениями и рассказать, что им надо делать, когда они не желают, чтобы их трогали. Помните, вы строите основу для того, чтобы дошколята смогли сказать «НЕТ!" недостойным прикосновениям.
Трех-четырехлетним детям необходимо внушить, что их гениталии – интимная часть их тела. Помогите им осознать, что если они не хотят, чтобы к ним прикасались взрослые, они должны сказать им это, и даже громко крикнуть при случае. Вы наверняка сможете научить ребенка говорить: «Это нехорошо. Отпустите меня!» или «Не трогайте здесь – это мои интимные места!».
«Хорошие прикосновения» «Плохие» прикосновения
* Обнять, когда этого хочет ребенок * Объятие слишком крепкое и долгое
* Подержаться за руки * Непрошенный поцелуй
* Нежно обнять ребенка за плечи * Щекотать ребенка после его просьбы «Перестаньте!»
* Нежно поцеловать в щеку перед
сном * Прикосновения взрослого к интимным местам
* Покачать или подержать на руках
маленького ребенка * Когда взрослый заставляет ребенка потрогать или поцеловать его